Рубрики раздела
Архив
Счётчики
|
 |
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
|
Великий комик ХХ века Аркадий Райкин был явлением абсолютно отечественным. Объехав весь мир и сорвав всюду восторженные аплодисменты, он тем не менее вряд ли был по-настоящему понят и оценен где-нибудь, кроме родных пенатов. Пенатами, правда, была вся бывшая шестая часть суши. Но слишком многое в его искусстве было замешено на нашем общем 70-летнем менталитете. Его благородный облик и одновременно его умение в секунды принять любую личину, причем необязательно с помощью маски, этот высший актерский пилотаж изобличал в нем великого артиста, чего не мог не заметить любой из зрителей планеты. Но по-настоящему понять вот это “В греческом зале”, этот сыр в буфете, “свежесть” которого Райкин изображал в одну секунду согнутой спиной, этих бюрократов, которые “там звякнут, там брякнут”, или заспанного, нечесаного начальника, прибежавшего на работу в жениных туфлях, – все это многое множество персонифицированных “отдельных недостатков” по-настоящему понимали и мгновенно узнавали только соотечественники. Умирали со смеху. Обмирали у телеэкранов. Ломились на спектакли. ...
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
|
Торжества в честь 200-летия Императорского Царскосельского лицея прошли в Санкт-Петербурге и в городе Пушкине, где и располагалось самое знаменитое учебное заведение России, давшее стране не только “солнце русской поэзии”, но и многих других видных политиков, дипломатов, писателей. В канун юбилейной даты, 18 октября, прошло традиционное вручение Царскосельской премии. Среди избранников нынешнего года – московский актер Александр Филиппенко, отмеченный за яркую интерпретацию русской прозы ХIХ – ХХ веков. За легендарный путь в театре и кино и преданность русской поэзии премии удостоен Василий Лановой. Премией отмечена и актриса Светлана Крючкова за создание уникальных поэтических программ на стихи поэтов ХХ века. Еще две премии вручены двум замечательным женщинам – Нине Визбор и Анастасии Курехиной, которые бережно сохраняют творческое наследие своих выдающихся мужей – Юрия Визбора и Сергея Курехина. За меценатскую деятельность и воссоздание храма Святой Екатерины в Царском Селе премией награжден Александр Кращук. ...
|
Форум интеллигенции – самое крупное и значительное событие года в области гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве, где собирается научная и художественная элита стран Содружества. Здесь подводят итоги минувшего года, разрабатывают новые стратегии, определяют координаты и направления сотрудничества. Пакет подготовительных, промежуточных и итоговых документов человеку среднего роста и возраста практически невозможно поднять. Но главный итог все-таки не уложишь на бумаге – эти люди, олицетворяющие интеллектуальный потенциал своих стран, ощущают себя уже сплоченным сообществом. И какими бы страстными ни были дискуссии, какой темпераментной ни была бы полемика, в главном они единомышленники – современные наука и культура, тем более образование, не могут полноценно развиваться в замкнутом пространстве, открытость, взамообогощение и взаимодействие – условие их полноценного существования. За этим стоят и многовековая традиция, и личный опыт подавляющего большинства участников Форума...
|
29 ноября станут известны обладатели самой крупной литературной премии “Большая книга”, которая будет вручаться шестой раз. Неделей ранее объявят победителей народного голосования. Список финалистов “Большой книги”-2011 выглядит следующим образом: Юрий Арабов. “Орлеан”; Юрий Буйда. “Синяя кровь”; Дмитрий Быков. “Остромов, или Ученик чародея”; Дмитрий Данилов. “Горизонтальное положение”; Сергей Кузнецов. “Хоровод воды”; Ольга Славникова. “Легкая голова”; Алексей Слаповский. “Большая книга перемен”; Сергей Солоух. “Игра в ящик”; Владимир Сорокин. “Метель”; Михаил Шишкин. “Письмовник”. Идет активное обсуждение короткого списка, экспертное сообщество анализирует его, выдвигает предположения о возможных победителях. Сегодня мы публикуем диалог наших обозревателей Дмитрия Стахова и Сергея Шаповала, в котором они высказали свои соображения по поводу претендентов на самую значимую на сегодня литературную премию России. Сергей Шаповал. Я предлагаю начать с обмена впечатлениями от финального списка “Большой книги”. ...
Указом Президента РФ за большой вклад в отечественное музыкальное искусство и подготовку музыкально-педагогических кадров наградить орденом Почета Ролдугина Сергея Павловича – профессора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А.Римского-Корсакова". За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу присвоить почетное звание “Заслуженный работник культуры Российской Федерации” Дудниковой Нине Ивановне – директору муниципального...
Николай Ге, возможно, – самый странный русский художник XIX века. После Александра Иванова, конечно. И так же, как и Иванов, Ге – ярко выраженный художник-интеллигент. С современной точки зрения это представляется естественным, ведь даже при советской власти художники числились в составе субпрослойки художественной интеллигенции, хотя на самом деле, во всяком случае в искусстве официальном, были в большей степени ремесленниками, чем авторами оригинальных высказываний. Бунт будущих передвижников, к которым после возвращения из Италии примкнул Ге, против служебного положения художника поколебал привычный для казенного искусства России его статус ремесленника на службе государства и декоратора частных пространств и создал, выражаясь наукообразно, парадигму, образец, прецедент бунта против официоза, в дальнейшем многократно повторявшегося в отечественном искусстве. Тем не менее начинал свою карьеру Ге как завзятый академист: отучился в Петербургской академии художеств...
|
По традиции, заведенной на “Флаэртиане” в последние годы, в гости к кинофестивалю приходят в один из вечеров пермские деятели культуры – рассказать о том, как протекает знаменитый эксперимент по превращению Перми в культурную столицу России. В 2009-м, 2010-м отчет держали Борис Мильграм и Марат Гельман, и их оптимизм, скажем честно, заражал. Хотелось верить в чудо, да и живые впечатления от города, контакты с пермяками подтверждали их настроения. Но вот повеяли другие ветры. Ни Мильграма, ни Гельмана мы в этом году на фестивале не увидели, а “круглый стол” “Провинциальность: диагноз или возможность?” дал понять, что в Перми наступило время рефлексий. В качестве спикеров были представлены именно пермяки, а не “богема по призыву”, как выразилась эксперт центра “Грани” Светлана Маковецкая. Основное, что их беспокоит, – тотальный импорт культурных проектов и отсутствие на этом фоне местных конкурентоспособных инициатив (“Флаэртиана” не в счет, она заработала себе авторитет задолго до начала глобальной культурной революции)...
|
Голландский взгляд на соцреализм “Дети солнца”. “Тонелгруп Амстердам” Иван ван Хове родом из Бельгии, там же начинал свою театральную карьеру, прежде чем обосновался в Амстердаме. В труппе, которую он сейчас возглавляет, – 22 актера. По нашим меркам – мини-труппа, а по европейским – внушительный состав, совершенно нетипичный для Голландии, как и для многих других театральных образований Европы. Но Иван ван Хове с восторгом принимает русскую традицию формирования театра. Склонен он и к русской литературе. Недавно в Театре “Тонелгруп Амстердам” появился спектакль “Русские!”, поставленный по пьесам Чехова “Платонов” и “Иванов”. Загадка славянской души продолжает волновать европейские умы, а идеи, взбудоражившие XX век, не дают покоя. И не только ван Хове. Достаточно обратиться к практике нового европейского театра, где в последнее время востребован не только Чехов, но и Горький, с одной стороны, а с другой – популярны идеи социализма. Пьеса Горького “Дети солнца” написана зимой 1905 года в Петропавловской крепости...
|
Юбилейный сезон Камерного музыкального театра только начался, а труппа показывает уже третью премьеру. 20 сентября был представлен спектакль “Голос”, где режиссер Ольга Иванова объединила два совершенно разных произведения – оперу Юрия Буцко “Записки сумасшедшего” и “Человеческий голос” Франсиса Пуленка. А в октябре сцену Театра Покровского оккупировали молодые режиссеры – и тоже с монооперами. Денис Азаров выпустил “Русскую тетрадь” на музыку одноименного вокального цикла Валерия Гаврилина (и его же Струнного квартета №1), а Екатерина Василева поставила “Дневник Анны Франк” Григория Фрида. Для Ольги Ивановой главным предметом разговора стала тема одиночества, неприкаянности, ненужности человека в современном мире, где реальное общение заменено виртуальным. Для героини Пуленка средством коммуникации становится, как и предписано автором, телефон, а для героя “Записок” – более актуальный ноутбук. Художники Ирина Акимова и Юрий Устинов идут вслед за мыслью режиссера и окружают героев мультимедийным пространством, в котором материализуются их мысли и желания. Надо сказать, что для “Записок сумасшедшего” такое решение выглядит гораздо более точным, чем для “Человеческого голоса”. Одинокий столик с ноутбуком и офисное кресло на колесиках кажутся пугающе маленькими в сравнении с той чертовщиной, которая, силами Гоголя и 3D-технологий, творится на заднике. Там и генеральская дочка, части тела которой пугающе меняются местами, и пустая комната, деревянный пол которой периодически уходит из-под ног, и Skype, через который общается сходящий с ума Поприщин. Его поет Андрей Цветков-Толбин, и надо сказать, что эта работа 27-летнего певца явно заслуживает пристального внимания...
Мори ЙЕСТОН – один из крупнейших живущих ныне американских композиторов в области музыкального театра. Он окончил Йельский колледж, один из самых престижных в США, его педагогом был известный американский композитор-авангардист Дональд Мартино. Он не только пишет музыку, но и стихи, и свободно владеет французским, немецким и японским языками. Он удостоен двух премий “Тони” – за мюзикл “Найн” и за мюзикл “Титаник”, а также ряда других престижных премий. За мюзикл “Гранд Отель” он получил “Тони” за лучшую музыку. У него есть мюзикл “Фантом” (на тот же сюжет, что и известный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера), который с большим успехом был поставлен в США, Европе, Японии и других странах, включая Эстонию. Кроме того, он пишет серьезную музыку (его виолончельный концерт играл великий виолончелист Йо-Йо Ма) у него есть вокальные циклы, кантаты и многое другое. Последняя его премьера – мюзикл “Смерть берет выходной” – с большим успехом прошла недавно в офф-бродвейском Театре “Лора Пелс”. ...
|