 |
Э.Някрошюс |
Имя литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса сегодня принадлежит миру. Его режиссура с мощной системой метафор и образов, его совершенно уникальная театральность, в которой философия всегда обладает эмоциональной страстью, стала, без сомнения, одной из главных вех на пути современного театра. Благодаря таким, как Някрошюс, будущее сценического искусства видится оптимистичным. Едва вернувшись с Международного театрального фестиваля "Балтийский дом", прошедшего в Санкт-Петербурге, режиссер узнает, что стал обладателем приза критики за спектакль литовского театра "Мена фортес" "Отелло" - тот самый, что никого не оставил равнодушным во время недавней Всемирной театральной олимпиады в Москве. А 15 октября объявила своих лауреатов ежегодная Международная театральная премия Станиславского. В числе отмеченных - снова Някрошюс. Номинация звучит почти симфонически: "За вклад в развитие мирового театра" (шекспировские спектакли "Макбет" и "Отелло"). Режиссер, впрочем, разделяет свой успех с по-настоящему звездной компанией лауреатов. Авторитетное жюри в составе М.Захарова, О.Табакова, П.Фоменко, Л.Максаковой, Е.Миронова, А.Бартошевича, Д.Абрамяна, И.Охлобыстина, Н.Агишевой, З.Сеид-Заде, Р.Должанского, В.Силюнаса, во главе с председателем К.Райкиным назвало на этот раз победителей в 9 номинациях из 12 возможных. Ими стали, помимо Э.Някрошюса, Л.Старикова - за лучшее театральное исследование "Москва стародавняя", В.Полунин - за организацию театрального дела (программа площадных театров и клоунов мира в рамках олимпиады), Ю.Соломин - лучшая мужская роль (Фамусов в спектакле Малого театра "Горе от ума"), О.Янковский - лучшая мужская роль (Петр Первый в спектакле Театра Ленком "Шут Балакирев"), К.Кутепова - лучшая женская роль (Маша в спектакле Мастерской П.Фоменко "Семейное счастие"), О.Шейнцис - лучший художник (за сценографию к спектаклю "Шут Балакирев"), режиссер Л.Бонди - за развитие традиций русского психологического театра за рубежом ("Чайка", Бургтеатр, Австрия), А.Володин - за выдающийся вклад в развитие русской драматургии, О.Яковлева и Н.Гундарева - за выдающийся вклад в развитие русского искусства.
По словам К.Райкина, в номинации "Лучшая режиссерская работа" жюри столкнулось с трудностями особого рода, ибо в списке претендентов стояли спектакли самих членов жюри, объективно значимые, но по этическим причинам не подлежащие поощрению. В определенном смысле этот пробел и восполнило имя Люка Бонди. На пресс-конференции журналистами было высказано лишь одно недоумение в адрес решения высокого жюри. Оно касалось отсутствия в списке лауреатов имен провинциальной российской сцены. Вопрос парировал К.Райкин: "Мы ориентировались не на географическое положение, а на художественную ценность произведений". А О.Табаков привел в пример английскую королеву, которая также награждает по преимуществу лондонских актеров.
|