последнее изменение 18.11.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45    
 
 
 
 

№11 (7268)
22 - 28 марта 2001 г. 2001г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Театр

Пророчество зла

Жан Жене. "Строгий надзор". Сост. С.Исаев. Москва, "ГИТИС", 2000

КНИГИ

Светлана ХОХРЯКОВА
 

В издательстве "ГИТИС" в серии "Открытое пространство" вышло полное собрание пьес великого и ужасного француза Жана Жене, обнародованых при жизни писателя, - и это большая радость для тех, кто знает толк в театре. Издание посвящено светлой памяти ректора Российской академии театрального искусства Сергея Исаева, минувшим летом погибшего так страшно и нелепо. Собственно, Сергей Исаев и был составителем и вдохновителем "Строгого надзора", автором концептуального предисловия к сборнику, переводчиком двух представленных в нем пьес - "Негры" и "Строгий надзор". Помимо них, сюда включены знаменитые "Служанки" и "Балкон" прекрасной переводчицы Елены Наумовой, а также пьесы "Ширмы" и совсем уж неизвестная "Она" (в переводе С.Макуренковой).

В догорбачевскую эпоху имя Жене большинству театроведов было известно в лучшем случае понаслышке. Кое-кто, правда, был знаком с одной-двумя его пьесами, ходившими едва ли не в рукописном варианте, как и пьесы Беккета, Ионеско, Мрожека. Один из преподавателей ГИТИСа, умница, человек европейской культуры, был даже из-за своей полутайной приверженности к этой драматургии изгнан из института.

Потом Роман Виктюк сокрушил своими "Служанками" все запреты. И имя Жене вышло на просторы, заволновало театральные головы. На спектакль ломилась вся Москва. Это было смело, революционно, странно. Опубликована проза Жана Жене, его "Богоматерь цветов", "Чудо о розе", "Дневник вора". И пьесы потихоньку пошли. Однако столь полного и солидного драматургического издания до выхода в свет сборника "Строгий надзор" не появлялось.

Предисловие Сергея Исаева - не рядовая сопроводиловка, но самоценный, уникальный текст, затрагивающий сложную, преступно-чувственную биографию писателя, отсидевшего в тюрьме, пугавшего многих своей сложной сексуальной жизнью, приверженностью однополой любви и прочее и прочее, - его творческий поиск, замешанный на тех же составляющих. Философия любви, предательства, смерти и преступления, взаимоотношений со Всевышним, философия мужского и женского начал в одном человеке, их борьба и слияние, сексуальная амбивалентность, проблема свободы и выбора - вся эта вязь, гремучая смесь стала основополагающей для творений и, собственно, жизни Жана Жене. Ее отголоски мистическим образом сказались и в биографии самого автора текста о писателе. Сегодня просто жутко читать написанные им строки в свете того, что произошло с этим человеком, убитым неизвестными: "Для Бога нет времени. Он-то сам пребывает в вечности, то есть одновременно видит все, что случилось, случалось и еще случится. Значит, он видит и меня, мое бедное тело, уже лежащее в гробу, уже существующее как похищенная смертью падаль, уже текущее, растворяющееся в природу, уже страшное. Каждый раз, когда Он смотрит на меня в данную минуту, для него я одновременно существую и там, в той самой страшной, отвратительной картинке, она тоже просвечивает сквозь меня, сквозь прелесть, прельщение, эротическую оболочку телесности, которую я так люблю в себе и к которой так привязан". Что это за пророчества, от которых стынет кровь? Злая шутка кошмарного Жене?

 
 
    КНИГИ
  • Пророчество зла
    Жан Жене. "Строгий надзор". Сост. С.Исаев. Москва, "ГИТИС", 2000
  • Опыт партнерства
    Владимир Наумов, Наталия Белохвостикова. "В кадре". "Центрполиграф", М., 2000
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.