последнее изменение 11.02.2006
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6  
 
 
 
 

№26 (7333)
27 июня - 3 июля 2002г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Ситуация

Никольский собор: три года молчания

КОНФЛИКТ

Елена АНЖЕНКОВА
Фото ИТАР-ТАСС
Великий Новгород
 

Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде
Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде

Три года назад в Великом Новгороде была завершена реставрация Никольского (Николо-Дворищенского) собора. Во время проведения празднования 1140-летия города храм - сердце Ярославова дворища - был официально открыт. Точнее, передан строителями администрации города и Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику, на чьем балансе находится этот особо ценный объект, включенный к тому же в список Всемирного культурного наследия. С тех пор о Никольском соборе не было сказано ничего...

"Заложи Мстислав князь..."

Летопись гласит: "В лето 6621 (1113 год) заложи Мстислав князь церковь камяну Николая Чудотворца на Ярославли дворищи". Это было первое каменное здание на правом берегу Волхова.

История возникновения этого храма полна интриг. Бытует мнение, что Мстислав строил церковь в противовес власти архиепископа, имевшего резиденцию на другом берегу реки. Для народа же была придумана красивая легенда, в которой присутствовали все элементы душещипательных историй ХII столетия: болезнь князя, его чудесное исцеление с помощью обретенной в водах Ильменя иконы Николая Чудотворца, в благодарность которому и построен сей храм.

Может быть, в этой истории и была доля истины, но во времена княжеского правления София и Никола мрачно глядели друг на друга. Впрочем, противостояние светской и церковной властей продолжается и по сию пору. Но обо всем по порядку...

Здесь была Ганза

Строилась княжеская святыня долго - больше 20 лет. И первые службы начались в ней, когда Новгород стал уже вечевой республикой. Судьба храма была поистине мученической: только горел он больше десяти раз. Но неизменно отстраивался, ремонтировался, обрастал новыми элементами и пристройками. Бывали века (например, ХVIII), когда здание клонилось к полному разрушению и почти не отличалось от самых бедных церквей по внешнему и внутреннему устройству.

От первоначального вида собора с веками мало что осталось. Больше всего он напоминал архитектурного мутанта, сочетающего в себе стили и направления всех веков. Поэтому, когда в 1994 году решено было реставрировать памятник, архитекторы оказались в крайне затруднительном положении. По замыслу Нового Ганзейского союза (воссоздан в 1980 году, Великий Новгород присоединился в 1993-м и стал первым официальным членом от России), выделявшего средства на проведение всех реставрационных работ, храм должен был выглядеть, как во времена славы новгородской, когда купцы европейских морских держав съезжались поклониться великому городу.

Многое удалось восстановить. И спустя столетия над Ярославовым дворищем вознеслись пять куполов, чьи основы до поры до времени дремали под кровлей, прорезались характерные окна времен князя Мстислава, были установлены кресты, изготовленные по образу домонгольских. Кстати, эти кресты первое время сильно смущали новгородцев из-за непривычного расположения перекладин.

Но тем не менее памятник был сдан с недоделками, не входившими, впрочем, в перечень заранее оговоренных работ. То есть ни настенную живопись, ни восстановление иконостаса в расчет не брали. Заказчик торопил: объект должен быть готов к 1140-летию Новгорода. А тут как назло начались проблемы с финансированием. Поначалу резво включившийся в процесс сбора средств новый Ганзейский союз с годами как-то поостыл, и деньги поступали далеко не в полном объеме и нерегулярно. Хотя в договоре, подписанном сторонами, было обозначено, что жители ганзейских городов намерены собрать всем миром сумму в 800 тысяч долларов...

Заместитель мэра Великого Новгорода Галина Матвеева, которая возглавляла в то время рабочую группу, осуществлявшую текущий контроль за реставрацией собора, не раз и не два выезжала на встречи союза, где не только отчитывалась о ходе работ, но и напоминала европейцам об их обязательствах.

Из обещанных 800 тысяч долларов Ганза внесла в итоге чуть больше 40 процентов. Остальное добавили городская администрация, спонсоры и жители великого Новгорода. Даже детский театр балета городского ДК гастролировал на Западе с целью заработать хоть какие-то деньги на это благое дело. Так что нынешний облик Никольского собора - это поистине всенародная заслуга.

"Страшный суд"? Снято!

Вот тут-то начинается самое интересное. Во время реставрации собора ганзейские партнеры (кстати, лютеране и католики) не раз говорили о том, что вкладывают деньги на восстановление не православного храма, а памятника-символа средневековой "дружбы народов", дошедшей до наших дней. Поэтому они ожидают, что в стенах собора разместится экспозиция, рассказывающая об истории Ганзейского союза. Эти пожелания не были задокументированы, по сути, являясь всего лишь разговорами...

В дни празднования 1140-летия Великого Новгорода тысячи горожан поддержали призыв мэра передать храм Православной Церкви. Члены Ганзы не стали спорить с тем, что город имеет право сам распорядиться своей святыней. Тем более что большую долю средств внесли именно новгородцы.

Тогда же был составлен "Протокол о намерениях передачи памятника истории и культуры ХII века Никольского собора на Ярославовом дворище в Великом Новгороде в постоянное безвозмездное пользование Новгородскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви". Документ был подписан руководителями администрации области, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, тогдашним министром культуры РФ В.Егоровым. Только одна подпись содержала приписку "против передачи". Принадлежала она директору НГОМЗ Николаю Гриневу.

В принципе директор музея имел право высказать свою точку зрения. Тем более что другая святыня города - Софийский собор, некогда бывший на балансе музея-заповедника, - практически перешла в полное владение епархии, что, по мнению некоторых сотрудников НГОМЗ, негативно сказалось на состоянии древних росписей и икон.

Но за три года, что прошли со времени сдачи Никольского собора реставраторами, музей практически не использовал огромные площади храма. Сейчас в нем располагается Отдел хранения и изучения архитектурных памятников и монументальной живописи, насчитывающий два десятка сотрудников. И все. Никакой экспозиции там не развернуто, и двери храма, восстановленного, напомню, всем миром, практически на замке.

Более того, начались проблемы. Протекает кровля, фрагменты фресковой росписи ХII века "Страшный суд", раскрытой во время реставрации памятника, частично сняты со стен и находятся в самом соборе. Отсутствие дренажа, на котором в свое время настаивали реставраторы и на который не хватило денег, тоже вредит стенам.

Хотя в музее разработан экспозиционный план использования собора, предусматривающий размещение сразу трех выставок, он пока существует лишь на бумаге. Чтобы его воплотить в жизнь, нужно полностью завершить реставрацию живописи и восстановить иконостас. На это тоже нужны колоссальные средства.

Кому дать, кому дать?

В прошлом году вновь возник вопрос о передаче храма РПЦ. Министру культуры РФ Михаилу Швыдкому новгородцы напомнили об обещании, данном его предшественником. И вот несколько недель назад из Москвы получено письмо, в котором в частности говорится: "...Министерством культуры Российской Федерации дополнительно рассмотрен вопрос о дальнейшем использовании Никольского собора на Ярославовом дворище в городе Великий Новгород, отреставрированного в 1999 году при участии Нового Ганзейского союза. На основании изучения данной проблемы совместно с представителями администрации Новгородской области, администрации Великого Новгорода, руководства Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Министерство культуры Российской Федерации полагает возможным использовать основной объем здания храма для проведения праздничных богослужений Новгородской епархией на основе соглашения о совместном использовании собора между епархией и музеем-заповедником".

Теперь, по всей видимости, стороны должны будут сесть за стол переговоров, чтобы выработать это самое соглашение. В противном случае ситуация вокруг Никольского собора станет не просто скандальной, а вызывающе скандальной. В орбиту конфликта уже и так втянуто слишком много людей. Историки, архитекторы, реставраторы готовы высказать свое мнение по "Никольскому вопросу", но при этом просят не упоминать в печати их фамилий.

Мнения людей неоднозначны. Одни категорически против ведения в соборе церковных служб, другие - за. Наверное, свою точку зрения здесь может высказать каждый новгородец, ведь храм-то строили всем миром. Тем более что на Ярославовом дворище до сего дня нет ни одного действующего храма. И религиозно-культурный центр Торговой стороны - по сути, всего лишь пешеходно-прогулочная зона с двумя небольшими экспозициями. Наверное, этот древнейший памятник славы новгородской достоин большего...

    НАСЛЕДИЕ
  • ОАО "Памятник"
    Приватизацию историко-культурных объектов стараются не допустить
 
 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.