последнее изменение 06.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34  
 
 
 
 

№27 (7334)
4 - 10 июля 2002г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Ситуация

Заказчики готовы покупать репутацию архитектора

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Беседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
 

Проблема защиты авторских прав - одна из самых острых для нынешней России, только-только формирующей правовое общество. Теоретически Закон "Об авторском праве и смежных правах" защищает любое произведение искусства, будь то роман, песня или кинофильм. Не забыты в законе и произведения архитектуры. Однако специфика этой сферы авторского права в России практически не изучена. В ней сталкиваются интересы очень многих сторон, но до широкой публики эти разбирательства, нередко драматические, не доходят. О том, кто и как сегодня защищает права архитекторов на их творения, мы беседуем с президентом Союза московских архитекторов Виктором ЛОГВИНОВЫМ.

- Формально авторское право в архитектуре соблюдалось всегда, но существовало в сильно урезанном виде. До 1993 года заказчик фактически имел право делать с проектом все что угодно. И получалось, что авторство архитектора всячески декларировалось, но на деле грубо искажалось. В 1993 году был принят Закон "Об авторском праве и смежных правах", в котором архитектурные, градостроительные проекты и произведения садово-паркового искусства охранялись наравне с литературными и музыкальными произведениями. Но этот закон охватывал все жанры, и до детализации дело не дошло. А в архитектуре "в общем" нельзя. Закон фактически не определил субъекты и объекты авторского права. Принятый в 1995 году Закон "Об архитектурной деятельности в РФ" уже подробнее прописал эти нормы. Но, конечно, одного закона недостаточно. Нужны подзаконные акты, нужны судебная практика и опыт заключения авторских договоров. С этим плохо. Поэтому не могу вам сказать, что сегодня в России обеспечивается защита авторского права. С точки зрения законодательства мы не отстаем от Запада, но дальше бумаг пока не продвинулись.

- Наверное, основным является вопрос о том, кто же, собственно, является автором произведения архитектуры? Ведь ни один дом не создается архитектором в одиночку.

- Это самый сложный вопрос. Участников проектирования и строительства очень много: проектировщики, строители, инженеры. И прежде всего юристам необходимо определиться: кто создает произведение и кто его реализует. Мы не говорим, что авторские права распространяются на сам объект и пересекаются с имущественными правами на него, но права на любой дом обусловлены правилами отношения к его автору. И если это, например, индивидуальный проект особняка, его нельзя передать без согласия автора третьему лицу, которое скопировало бы его и реализовало еще несколько раз.

- То есть построенный дом и его архитектурный проект соотносятся так же, как ноты и исполнение симфонии? Тогда здесь, наверное, уместнее уже говорить о смежных правах - правах тех, кто проект реализовал.

- Увы, вопрос смежных прав в архитектуре совсем не разработан, и наши "смежники" (около полутора десятка профессий) никакими правами не обладают. Исключения делаются очень редко, как правило для конструкторов, которые внесли существенные дополнения в проект и тем самым повлияли на его художественный облик. Они включаются в состав авторского коллектива по инициативе архитектора.

Главное, что нам сегодня нужно усвоить: нельзя использовать произведение архитектуры без договора. Мы же по инерции работаем по договорам подряда, где нет ни одного слова об авторстве. Конечно, в законе прописана норма, что все, что не указано в договоре, трактуется в пользу автора, но этот вопрос должен рассматривать суд. А до суда у нас не доходит! В год рассматривается всего 3 - 4 "архитектурных" дела. И это не так сложно объяснить: в архитектуре реализация проекта проходит на средства заказчика, и по сравнению с этими деньгами репутация архитектора, подмоченная измененной этажностью, - детский лепет... Так считаю не я, так считают заказчики.

- Речь идет об изменении проектов уже согласованных?

- Да, это самое распространенное нарушение, сугубо российская болезнь. Заказчики берут проект на первой стадии, передают другим организациям, и те свободно его переделывают. Конечно, иногда эти переделки необходимы. Закон говорит, что при такой передаче автор утвержденного проекта имеет право на участие в его реализации и дальнейших согласованиях. Но заказчики частенько просто не подозревают об этом.

- А сами архитекторы?

- Тоже не знают. И просто теряются от нахальства заказчиков и не в состоянии себя защитить. Самое неприятное, когда переделывается уже построенный объект, причем признанный и, скажем, даже отмеченный Госпремией. Я имею в виду в первую очередь историю Центрального стадиона Красноярска (автор проекта - заслуженный архитектор России Виталий Орехов). Это знаменитое в прошлом сооружение теперь уродуется козырьками и пристройками. Автор уже неоднократно проигрывал судебные дела. Сам выступает как адвокат, что тоже неправильно. И бесконечно выслушивает придирки со стороны ответчика: мол, а вы докажите, что этот козырек подорвал вашу репутацию, приведите конкретные факты.

Оговорюсь, что судебных дел в России столь немного еще и потому, что обычно с заказчиком все же удается договориться полюбовно, посредством нашего союза, например.

- А кому проще защитить себя и свое имя - сотруднику государственного проектного института или руководителю частной мастерской?

- Конечно, второму. Между работниками Моспроекта и архитектурным бюро колоссальная разница. Ведь авторское право всегда остается за автором, а вот право использования находится у той организации, по заданию которой проект был разработан. И тот же Моспроект является правообладателем всех построек, все дела ведет по старинке. Только недавно Моспроект-2 разработал новую систему договоров, более или менее учитывающих интересы авторов, но она еще не утверждена Московским правительством. В этом отношении руководитель персональной мастерской находится в куда более выгодном положении, ведь он сам составляет договор и сам оговаривает с заказчиком все тонкости.

- То есть те архитекторы, что ушли в свободное плавание в начале перестройки, сегодня уже живут в правовом обществе?

- Знаете, у нас вся страна живет не в правовом обществе. Но архитекторы строят его наряду с другими членами общества, стараются добавить хотя бы кирпичик.

 
 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.