последнее изменение 10.02.2006
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6  
 
 
 
 

№33 (7340)
15 - 21 августа 2002г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Информация

АНДРЕЙ БОНДАРЕНКО:
"Книга из объекта культуры стала объектом потребления"

Беседу велаНадежда НАЗАРЕВСКАЯ
 

Андрей БОНДАРЕНКО - наверное, самый востребованный сегодня российский книжный художник. Оформил около 600 книг, в том числе и все вышедшие десять книг Владимира Сорокина. По образованию сценограф - окончил Школу-студию МХАТа, работал ассистентом у Валерия Левенталя. Но учителем своим считает замечательного художника-монументалиста Владимира Гейдора.

- Вы начинали с детских книжек. А нынче уже оформляете "ниспровергателей" нравственности Владимира Сорокина и Виктора Ерофеева. Не слишком ли крутой вираж?

- Нет. Для меня это логично. Когда я пришел в "Советский писатель" к главному художнику Владимиру Медведеву в надежде получить какой-нибудь заказ, он мне сказал: "Вы человек не нашего круга". Я уже был на пороге издательства, но меня остановил Дима Мухин - художественный редактор - милейший и очень известный тогда в московских книжных кругах человек. Он дал мне для оформления сборник Константина Кедрова "Поэтический космос". Затем мне повезло, и я получил заказ в "Детской литературе".

Вокруг этого издательства в советские годы группировалась элита отечественной книжной иллюстрации - Борис Диодоров, Май Митурич, Геннадий Калиновский, Николай Попов... Советская детская книга получала международные награды на Биеннале детской книги в Брно (Чехословакия). Тогда было невероятно престижно, да и выгодно сотрудничать с "Детской литературой". Существовал госзаказ, детская книга выходила миллионными тиражами. Я сделал иллюстрации к книжке Спайка Миллигана "Чашка по-английски" в пересказе Гриши Кружкова. Если разложить все ее листы, то получится одна картинка в викторианском стиле длиной в тридцать с лишним метров.

- И получили в 1991 году диплом Всесоюзного конкурса "Искусство книги". Советский Союз рухнул, книжный госзаказ исчез, а с ним вместе ушла на дно, как Атлантида, и знаменитая советская школа иллюстрации. Что пришло взамен? В России стали издавать книжки без картинок, как это практикуется на Западе?

- Я так не считаю. На Западе существует четкая конструкция книгоиздания. Я каждый год езжу во Франкфурт на книжную ярмарку, внимательно слежу за их книжным процессом. Дешевая массовая книга действительно выпускается при минимуме оформительских затрат, а эксклюзивные издания - они очень дорогие, потому что там может быть и авторская иллюстрация, и неординарное оформление.

В Советском Союзе была тенденция на дорогую, богато оформленную и иллюстрированную книгу. В новых экономических условиях такая книга стала нерентабельной. Новые издатели поставили задачу демократизации книги. Все бросились на ее решение. И, как водится у нас в России, довели ситуацию до крайности. Книга из объекта культуры стала лишь объектом потребления. Книжная графика перестала существовать, за нее не платят и ее не заказывают. Современные издатели исключили ее из издательского процесса, чтобы его удешевить. В результате ведущие российские художники книги стали работать на Западе. И на освободившееся место, увы, пришли люди без необходимых знаний и навыков. Ведь книга требует хорошей академической подготовки и высокого общего уровня культуры.

- А вы сами читаете книги, которые оформляете? Вас не "напрягает", к примеру, проза Сорокина?

- Все, что я берусь оформлять, читаю обязательно. Для души люблю прозу Достоевского, Лермонтова, Толстого. А Сорокин - это каждый раз вызов для меня. Вызов, связанный с пониманием.

- Вы считаете, что наш российский читатель еще не дорос до его прозы?

- Время покажет. Что касается меня самого, я всегда был авангардистом, но при этом очень люблю традиционное искусство.

- И поэтому остались в книге, когда все ринулись на большие заработки в дизайн и рекламу?

- Я тоже отдал дань и рекламе, и дизайну. Но, когда в середине 1990-х стали появляться издательства, выпускающие хорошую, качественную литературу, - Ad Marginem, Simposium, "Зебра", "Амфора", - я вновь обратился к книге. Я сделал новое оформление для журнала "Иностранная литература" и разработал несколько серий в самом издательстве "Иностранка". Ее "Иллюминатор", где печатаются новинки зарубежной прозы, и совсем новая серия "Русская литература", представившая читателю Сергея Гандлевского и Григория Петрова, пользовались повышенным спросом на недавнем юбилее московского "Библио-Глобуса". А газета "Книжное обозрение" вручила мне в 2000 году свой главный приз - "Человек года".

- Работы у вас много, человек вы ныне известный - чего еще желать-то?

- Наш книжный рынок бедный. Идет тотальная монополизация. Хорошие, небольшие издательства погибают. Для всякого развития, в том числе и книжно-издательского, нужны некоммерческие проекты. На Западе крупные издательства в них вкладываются. Хотелось бы и в России поучаствовать в таких проектах.

 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.