 |
В зале № 63 |
В Государственной Третьяковской галерее отныне разрешается: а) играть в баскетбол; б) петь караоке; в) расписывать стенки граффити. Правда, с необходимыми оговорками: во-первых, только в специально отведенном для этого месте (конкретнее - в зале
№ 63 здания на Крымском Валу), во-вторых, в определенное время (на вернисаже), в-третьих, оставить монументальный автограф-фреску на стене национального музея могут, конечно, только специально приглашенные для этой цели художники.
Что же в действительности происходит? А вот что: новообразованный отдел новейших течений, возглавляемый Андреем Ерофеевым, начал свою активную выставочно-экспозиционную деятельность в новозданном зале актуального искусства... с конца. С показа искусства не просто сегодняшнего дня (хотя в ведении отдела - вся история "новейшего" за период едва ли не полустолетний), но и принципиально - искусства эфемерного (такое название носит весь проект). То есть не рассчитанного на музейный срок существования - навечно. Монументальной живописи приглашенных авторов жизни определено месяц от силы, затем фрески будут закрашиваться, а поверх возникать другие. И так, наверное, до бесконечности (кстати, категории вечности противоположной) или до тех пор, пока в зале не установят сигнализацию. Отсутствием которой, собственно говоря, и объясняется вся эта инициатива - в зале не могут находиться материальные ценности.
В соседнем помещении крутят видео-арт - искусство тоже вполне себе эфемерное (ибо какой его носитель считать оригиналом по музейным параметрам?). Но зал большой - говорят, еще подо что-нибудь приспособят. Также говорят, что стенки продержатся до весны, а не то и вовсе будут разобраны и складированы в запасник с прочими шедеврами. Факт то, что инициатива будет продолжена, и уже в сентябре появятся росписи других художников.
В любом случае атмосфера в музее благодаря всему этому создается такая... позитивная, располагающая, прямо скажем, веселая. Замечательно, если музей способен избрать столь нетрадиционные способы самооживления, омоложения. При том что это не просто какой-нибудь маргинальный музейчик, не знающий, как изловчиться, чтобы завлечь публику в свои залы, но "крупнейшая сокровищница отечественного искусства", мероприятия внутри которой неизбежно авторитетны не только на государственном, но и на международном уровне. Веяния такого масштаба позволяют делать выводы о всамделишно развернувшемся XXI веке, затронувшем и незыблемые музейные стены - то бишь сакральные основы современной культуры.
Впрочем, само по себе дело-то известное. В Третьяковку вживую перенесена практика сквоттеров - художников, самостоятельно захватывавших на рубеже 80 - 90-х годов старые выселенные дома и свободно творивших в них, нередко и на стенах. Только в Москве можно припомнить ставшие нарицательными "Фурманный" и "Трехпрудный". А самой грандиозной символической акцией подобного рода была "Инициация" в арт-лаборатории "Доминанта" в 1997 году. Тогда творцы числом около 50 расписали бывшую коммуналку в доме "Россия" на Сретенском бульваре с тем, чтобы самим уничтожить росписи спустя считанное количество дней после их открытия, дабы открыть в преображенном помещении галерею. Многим эта акция запомнилась как одно из самых ярких событий предыдущего десятилетия именно процессом разрушения искусства самими авторами (среди которых были и митьки, и легендарный перформансист Толстый из Парижа, и участник текущей Венецианской биеннале Звездочетов).
Но в заключение - о главном: собственно, о героях данного действа. Это два Георгия - Острецов и Литичевский. Оба - яркие представители тяготеющего к молодежной культуре направления в актуальном искусстве. Многократно выставлявшиеся в отечественных и зарубежных галереях, пожившие не один год в "забугорье", повидавшие, так сказать, виды, они оказались идеальными комикомейкерами для музея. И при создании монументального искусства решили, что главное - придумать сюжет, увлекательный рассказ. Наименования их проектов говорят сами за себя: Гоша Острецов создал панно "Жри недоумка!", Жора Литичевский - "Yoga-party и муравьи-психопаты". Краски до предела яркие, упомянутые баскетбольная корзина да караоке пригодились как нельзя лучше. В кого швырять мячом, как не в чудовище-"недоумка"; где петь караоке, как не на "пати"?
Вот только ключевые слова для осмысленной характеристики ландшафта зала № 63 все неместного происхожденья: трэш, китч, граффити, нью-вэйв, постпанк, рокапопс, нонпрофит. Кстати, о последнем. Возможно, такое искусство на деле - результат очень точного выбора стратегии, при которой встраиваться в некоммерческую эстетику и означает быть мэйнстримным, преуспевающим. Но не ставят ли себя художники тем самым в тотальную зависимость от ситуации - социальной, масс-культурной? И не получается ли в итоге вместо искусства игра в искусство? А соответственно и результат: как сказал двусмысленно-просто один из зрителей по поводу показанного - "смешно".
|