последнее изменение 28.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
 
 
 
 

№32 (7391)
21 - 27 августа 2003г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Событие

Муравьи-психопаты оккупировали Третьяковку

Новейшее течение на Крымском Валу

ВЫСТАВКА

Сергей ПОПОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 

В зале № 63
В зале № 63

В Государственной Третьяковской галерее отныне разрешается: а) играть в баскетбол; б) петь караоке; в) расписывать стенки граффити. Правда, с необходимыми оговорками: во-первых, только в специально отведенном для этого месте (конкретнее - в зале

№ 63 здания на Крымском Валу), во-вторых, в определенное время (на вернисаже), в-третьих, оставить монументальный автограф-фреску на стене национального музея могут, конечно, только специально приглашенные для этой цели художники.

Что же в действительности происходит? А вот что: новообразованный отдел новейших течений, возглавляемый Андреем Ерофеевым, начал свою активную выставочно-экспозиционную деятельность в новозданном зале актуального искусства... с конца. С показа искусства не просто сегодняшнего дня (хотя в ведении отдела - вся история "новейшего" за период едва ли не полустолетний), но и принципиально - искусства эфемерного (такое название носит весь проект). То есть не рассчитанного на музейный срок существования - навечно. Монументальной живописи приглашенных авторов жизни определено месяц от силы, затем фрески будут закрашиваться, а поверх возникать другие. И так, наверное, до бесконечности (кстати, категории вечности противоположной) или до тех пор, пока в зале не установят сигнализацию. Отсутствием которой, собственно говоря, и объясняется вся эта инициатива - в зале не могут находиться материальные ценности.

В соседнем помещении крутят видео-арт - искусство тоже вполне себе эфемерное (ибо какой его носитель считать оригиналом по музейным параметрам?). Но зал большой - говорят, еще подо что-нибудь приспособят. Также говорят, что стенки продержатся до весны, а не то и вовсе будут разобраны и складированы в запасник с прочими шедеврами. Факт то, что инициатива будет продолжена, и уже в сентябре появятся росписи других художников.

В любом случае атмосфера в музее благодаря всему этому создается такая... позитивная, располагающая, прямо скажем, веселая. Замечательно, если музей способен избрать столь нетрадиционные способы самооживления, омоложения. При том что это не просто какой-нибудь маргинальный музейчик, не знающий, как изловчиться, чтобы завлечь публику в свои залы, но "крупнейшая сокровищница отечественного искусства", мероприятия внутри которой неизбежно авторитетны не только на государственном, но и на международном уровне. Веяния такого масштаба позволяют делать выводы о всамделишно развернувшемся XXI веке, затронувшем и незыблемые музейные стены - то бишь сакральные основы современной культуры.

Впрочем, само по себе дело-то известное. В Третьяковку вживую перенесена практика сквоттеров - художников, самостоятельно захватывавших на рубеже 80 - 90-х годов старые выселенные дома и свободно творивших в них, нередко и на стенах. Только в Москве можно припомнить ставшие нарицательными "Фурманный" и "Трехпрудный". А самой грандиозной символической акцией подобного рода была "Инициация" в арт-лаборатории "Доминанта" в 1997 году. Тогда творцы числом около 50 расписали бывшую коммуналку в доме "Россия" на Сретенском бульваре с тем, чтобы самим уничтожить росписи спустя считанное количество дней после их открытия, дабы открыть в преображенном помещении галерею. Многим эта акция запомнилась как одно из самых ярких событий предыдущего десятилетия именно процессом разрушения искусства самими авторами (среди которых были и митьки, и легендарный перформансист Толстый из Парижа, и участник текущей Венецианской биеннале Звездочетов).

Но в заключение - о главном: собственно, о героях данного действа. Это два Георгия - Острецов и Литичевский. Оба - яркие представители тяготеющего к молодежной культуре направления в актуальном искусстве. Многократно выставлявшиеся в отечественных и зарубежных галереях, пожившие не один год в "забугорье", повидавшие, так сказать, виды, они оказались идеальными комикомейкерами для музея. И при создании монументального искусства решили, что главное - придумать сюжет, увлекательный рассказ. Наименования их проектов говорят сами за себя: Гоша Острецов создал панно "Жри недоумка!", Жора Литичевский - "Yoga-party и муравьи-психопаты". Краски до предела яркие, упомянутые баскетбольная корзина да караоке пригодились как нельзя лучше. В кого швырять мячом, как не в чудовище-"недоумка"; где петь караоке, как не на "пати"?

Вот только ключевые слова для осмысленной характеристики ландшафта зала № 63 все неместного происхожденья: трэш, китч, граффити, нью-вэйв, постпанк, рокапопс, нонпрофит. Кстати, о последнем. Возможно, такое искусство на деле - результат очень точного выбора стратегии, при которой встраиваться в некоммерческую эстетику и означает быть мэйнстримным, преуспевающим. Но не ставят ли себя художники тем самым в тотальную зависимость от ситуации - социальной, масс-культурной? И не получается ли в итоге вместо искусства игра в искусство? А соответственно и результат: как сказал двусмысленно-просто один из зрителей по поводу показанного - "смешно".

 
 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.