Ален Рене вошел в историю кино на рубеже 50 - 60-х годов, поставив пронзительную антифашистскую документальную короткометражку "Ночь и туман" (1956) и изысканно-утонченные интеллектуальные драмы "Хиросима, моя любовь" (1959), "В прошлом году в Мариенбаде" (1961) и "Мюрюэль, или Время возвращения" (1963). Он создал, как отмечала критика, некий кинематографический аналог современной модернистской прозы - ассоциативной, нелинейной, не связанной никакими обязательствами перед "правдой жизни". В 1980 году с фильмом "Мой американский дядюшка" к Рене как бы пришло второе дыхание. И хотя в своих последних фильмах, которые вошли в мини-ретроспективу на канале "Культура", этот выдающийся режиссер не поднимается до прежних высот, они представляют немалый интерес для любителей кино. Вот и в картине "Жизнь - это роман" ("Культура", 20 января, 22.05. Франция, 1983. В ролях: Витторио Гассман, Фанни Ардан, Джеральдина Чаплин, Руджеро Раймонди, Пьер Ардити, Сабина Азема) отчетливо видны особенности фирменного стиля Алена Рене, который сам он однажды охарактеризовал так: "Я очень люблю, когда в кино мне рассказывают историю. Мне нравится также смешивать сардины с вареньем и уксус с сахаром". В жанровом отношении фильм представляет собой коктейль из философской драмы, комедии, мюзикла и фэнтези. А само действие развивается в трех плоскостях. В начале ХХ века некий полубезумный граф Мишель Форбек пытается построить экстравагантный и эклектичный по архитектуре "храм счастья", обещая, что в нем люди смогут вернуться в детство. Разорившись и так и не достроив дворец, он предлагает своим гостям отведать чудесный напиток, которым подарит им радость и забвение... Шесть десятилетий спустя в этом же "храме" проходит международный конгресс на тему "Воспитание воображения", на котором собрались сплошь и рядом экстравагантные и скандалящие друг с другом личности... А в подвалах "храма", где играют дети, оказывается, существует мир, населенный сказочными персонажами...
По сравнению с предыдущими работами Алена Рене философская мелодрама "Любовь до смерти" ("Культура", 21 января, 22.05. Франция, 1984) может показаться простенькой, почти прозрачной. Но отчетливо видна ирония автора уже в первых же кадрах. Мы слышим любовные стоны и крики, но, когда камера приблизилась к нашим героям, видим нечто ужасное: Он (Пьер Ардити) умирает в результате внезапного сердечного приступа, а Она (Сабина Азема) в безутешном горе. Врач констатирует смерть, а Он вдруг чудесным образом воскресает. Что и почему вернуло ему жизнь? Любовь? Бог? Или, может быть, вера друзей-проповедников (их играют Фанни Ардан и Андре Дюссолье)? Ему не дают покоя эти вопросы, и Он мечется, не находит себе места... Еще более традиционен Ален Рене в фильме "Я хочу домой" ("Культура", 22 января, 22.15. Франция, 1989), удостоенном на МКФ в Венеции приза за сценарий. Жерар Депардье играет в нем американца, который прилетает по делам в Париж. Его дочь, студентка Сорбонны, почему-то не встретила его в аэропорту. Безуспешно пытаясь ее найти, он случайно знакомится с Готье, автором знаменитой книги о Гюставе Флобере, и попадает к нему домой. Как выясняется, это тот самый Готье, который позарез нужен его дочери...
И еще два фильма канала "Культура" заслуживают особого внимания. Психологическая драма Мориса Дюговсона "Ф... как Фербенкс" ("Культура", 24 января, 22.20. Франция, 1976) интересна прежде всего выдающейся актерской работой Патрика Деваэра, который, можно сказать, сыграл в ней самого себя, сыграл вдохновенно, на грани надрыва, но нигде ни на йоту не пересек хрупкую грань между правдой жизни и банальной театральщиной. Сценарный материал предоставил актеру возможность показать характер своего героя в крутой динамике. Сначала мы видим открытого, доброго, мечтательного парня, который, как и персонажи его кумира - суперзвезды немого кино Дугласа Фербенкса, способен без оглядки на последствия покарать негодяя или пробраться по карнизу к любимой девушке. Но жизнь жестоко ударила его: вернувшись домой после военной службы, он никак не может найти работу по специальности и в связи с этим комплексует, впадает в депрессию. Его невеста (Миу Миу), девушка упорная и жизнелюбивая, безуспешно пытается пробудить в нем надежду и вернуть любовь к жизни. Он страдает, мечется и вот однажды, доведенный до отчаяния, он переоделся в костюм Зорро - любимого персонажа Фербенкса, ворвался на сцену любительского театра, где в одном из спектаклей была занята его любимая, и стал умолять ее немедленно отправиться вместе с ним в далекую и сказочную Венесуэлу... В последних кадрах перед нами предстает человек, из которого словно бы вытекли жизненные соки, в его глазах, еще недавно слегка лукавых, лучащихся бодростью и нежностью, теперь нечеловеческая печаль и безысходность.
В цикле "Культ кино с Кириллом Разлоговым" на этот раз представлен полнометражный дебют марокканского режиссера Набиля Айуша "Мектуб" ("Предначертание") ("Культура", 25 января, 21.35. Марокко, 1998), успешно ныне работающего как на родине, так и во Франции. Это - качественное кино, о чем говорят и его награды: два приза на МКФ в Каире. По жанру это одновременно и триллер, и психологическая драма, и фильм-путешествие. В центре сюжета трагическое событие: похищена и изнасилована молодая женщина, участница конференции в Танжере, куда она прибыла вместе с мужем. По пути на юг Марокко супруги пытаются восстановить отношения, которые были испорчены ранее...
Вы также сможете посмотреть два последних фильма Люка Бессона, который, к сожалению, давненько уже ничего не снимает, переключившись на продюсирование коммерчески успешных поделок. Но если фантастический боевик "Пятый элемент" ("Россия", 23 января, 20.55. Франция, 1997. В ролях: Брюс Уиллис, Мила Йовович, Гэри Олдмэн, Люк Перри) не нуждается в представлении - его много раз показывали на разных каналах, то исторический фильм "Жанна д'Арк" (Франция, 1999. В ролях: Мила Йовович, Дастин Хоффман, Фэй Данауэй, Джон Малкович, Тимоти Уэст, Чеки Карио, Венсен Кассель, Паскаль Грегори) мало кто видел - это телепремьера. Нельзя сказать, что Бессону (он здесь выступил и в качестве продюсера) на все сто удалось реализовать свою давнюю идею по-своему рассказать уже множество раз экранизированную историю короткой, но чрезвычайно яркой жизни Жанны д'Арк. В его интерпретации Орлеанская дева (Мила Йовович) выглядит не святой, а, скорее, экзальтированной и довольно осовремененной особой. Режиссера справедливо упрекали за эклектичность: элементы исторического боевика, мюзикла, философской притчи отнюдь не сплетаются в единое целое, наоборот, уживаются в одном "доме" как кошка с собакой, по стилистике три части картины (отрочество, война и суд) очень разные. Но вместе с тем есть в фильме и немало достоинств. Поражает постановочный размах, эффектны батальные сцены, хороши Мила Йовович и ее звездные коллеги.
И еще одна телепремьера: "Тихий американец" ("Россия", 23 января, 23.25. США, 2001. Режиссер Филип Нойс. В ролях: Майкл Кэйн, Брендан Фрэйзер, До Хаи Йен, Роберт Стэнтон) - экранизация знаменитого одноименного романа английского писателя Грэма Грина. Это один из самых сильных фильмов маститого режиссера Филипа Нойса, работающего в основном в коммерческом кино ("Мертвый штиль", "Игры патриотов", "Прямая и явная угроза"). Он и здесь ни на минуту не забывает о зрителе: рассказ о необычном и трагическом любовном треугольнике получился по-настоящему захватывающим. И вместе с тем Нойсу удалось передать дух романа, одну из лучших своих ролей сыграл здесь замечательный британский актер Майкл Кейн.
|