последнее изменение 20.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36    
 
 
 
 

№7 (7415)
19 - 25 февраля 2004г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Палитра

Запечатленная Россия

Васнецов из рода Васнецовых
Мария ЧЕГОДАЕВА
 

А.Васнецов. "Вешают белье". 1960 г.
А.Васнецов. "Вешают белье". 1960 г.

Андрею Васнецову восемьдесят... Неумолим ход времени: те, кто, казалось бы, еще так недавно были знаменем обновления нашего искусства, с кем связывались представления о молодости, о втором после 1910 - 1920-х годов свободном взлете русского искусства ХХ века, - ныне почтенные "аксакалы", "классики", чье место в музеях...

Только ли в музеях? Сегодня, когда Россия с мучительным напряжением пытается связать, восстановить оборванные нити своей истории, вернуть незыблемые опоры народной жизни, так легко и высокомерно разрушенные, Андрей Васнецов современен как никогда. Такие, как он, - мосты не между настоящим и прошлым, а между двумя берегами русской жизни.

Он всегда стоял несколько особняком среди живописцев своего поколения; был и близок другим шестидесятникам, и отличался от них не столько своим художественным почерком, сколько своим мироощущением.

Судьба его была обычной для мальчиков рождения 1924 года, тех немногих из них, кому довелось вернуться с войны. Прямо после школы, в 1942 году, - фронт, путь от Курской дуги до Кенигсберга; после демобилизации, в 1945-м, - наверстывание упущенного, учение, доучивание... Васнецов поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства - институт Дейнеки (он был директором), как тогда называли МИПИДИ в Москве. В 1948 году, в пору жестокой борьбы с "формализмом", институт "формалиста" Дейнеки был закрыт, профессоров, среди которых были лучшие наши художники, уволили, студентов распихали по другим вузам. Васнецов в начале 50-х окончил факультет монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной.

Он начал творческий путь как художник-монументалист и живописец в годы хрущевской "оттепели" - эпоху яростных переоценок, увлеченного обращения к традициям 1920-х - начала 30-х годов, страстных надежд и быстро рухнувших иллюзий. Как и другие шестидесятники, увлекался живописью ОСТА ("Общества станковистов" 1926 - 1932 гг.), многим в своем творчестве был обязан прямым своим учителям по МИПИДИ - "остовцам" Александру Дейнеке и Андрею Гончарову. Своим сдержанным, часто почти монохромным колоритом, строящимся на сочетаниях оттенков серого, коричневого с вкраплениями охристо-красного, белого цветов; обобщенностью и строгой простотой Васнецов был близок эстетике "сурового стиля", его живописному строю. Как и многие художники его поколения, отдал щедрую дань монументальным работам - росписям, гобеленам, мозаикам, декоративным украшениям из дерева и металла; оформлял концертные залы, театры, административные здания в разных концах страны. В этих своих работах, таких, как мозаика "Покорители космоса" в вестибюле Музея истории космонавтики в Калуге, более всего смыкался с другими художниками 1960 - 80-х годов, своими сверстниками и единомышленниками.

И все-таки было в Андрее нечто такое, чего не было и не могло быть ни у кого из его поколения. Он был Васнецовым из рода Васнецовых; родным внуком знаменитого Виктора Васнецова; в нем жили "гены" Васнецовых; самый его облик, могучий, народный северный русский тип - Васнецовы родом из Вятской губернии - живо напоминал облик его прославленного деда. Искусство - не напоминало.

Андрей никогда, ни одной чертой своего творчества не подражал эпической былинности и истовому православию Виктора Васнецова, не уходил в историю, реконструкцию быта России XVII - XVIII веков, как Аполлинарий Васнецов; не увлекался стилизаций в народном духе, столь ярко проявившейся в иллюстрациях к русским сказкам Юрия Васнецова. А между тем присущее художникам Васнецовым острое чувство России воскресло и жило в их внуке не только с не меньшей, но, быть может, с еще большей остротой.

Россия Андрея Васнецова - не страна ностальгических воспоминаний о то ли бывшей в действительности, то ли пригрезившейся "святой Руси". Но нет в его искусстве и тенденциозной рассудочности, нарочитого "русофильства", оглядки на политику, которыми грешили многие мастера "сурового стиля" конца 50-х. Россия Васнецова живет в настоящем как реальность жизни его самого, его семьи, его друзей. В простоте и обыденности сюжетов ("Вешают белье", "Двое на диване", "Разговор", "Стирающая", "Сборы на охоту" и т.д.) нет ничего экстраординарного, демонстративного, декларативного. Просто жизнь.

Живописные работы Васнецова - не рассказ о России, не мечта о России, не скорбь за Россию - они сама Россия. Женщины, чистящие картошку за кухонным столом, - скудная, полуголодная и терпеливо-гордая Россия послевоенной, "послесталинской" поры. Мальчик, задумавшийся над пустой тарелкой, погруженный в себя, не по годам взрослый, - молодая Россия тех трудных лет осмысления и прозрения. Белая лошадка в темном, с нависшими стропилами сарае, бережно склонившаяся над лежащим на полу жеребенком, - не часто увидишь такой проникновенный, горестно-светлый образ России, как в этой едва ли не лучшей работе Андрея Васнецова середины 80-х годов.

Многое из нашего недавнего и уже такого далекого прошлого и впрямь ушло, отболело, отшумело, обрело "вечную память и вечный покой" в музейных экспозициях. Но запечатленная в работах Андрея Васнецова Россия - с ее все еще неустроенностью и чернотой, скудностью и долготерпением, с ее, несмотря ни на что, способностью сопереживать, сострадать - живет в настоящем, как жила и двадцать, и тридцать, и двести лет назад. Не так уж много у нее "певцов", способных так ощущать ее, как Андрей Васнецов, один из тех подлинных художников, для которых возраст - почтенные, юбилейные восемьдесят лет - не имеет никакого значения.

 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.