последнее изменение 09.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
 
 
 
 

№18-19 (7426)
13 - 19 мая 2004г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Музыка

Пугающие откровения

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Владимир РАННЕВ
Санкт-Петербург
 

С начала 1990-х ни один фестиваль современной музыки не обходится без сочинений Галины Уствольской. Это во всем мире, но не у нас. Здесь ее искусство остается неким загадочным феноменом, подавляющим и шокирующим своим нестерпимо гениальным звуковым насилием. В России ее музыки словно побаиваются, как боятся нежеланных откровений, жестких упреков и приговоров. И это притом что все признают в ней титана современной музыкальной культуры, неожиданное появление которого в эпоху "раскручивания гаек" вызвало недоумение: неужели весь этот музыкальный Апокалипсис писался в 1940-х, 1950-х и так далее годах?

Композитору исполнилось 85 лет, и 70 из них она была лишена возможности услышать свою музыку. Но с тех пор как это случилось, на пожилую петербургскую затворницу, давно привыкшую к жизни во внутреннем слухе, обрушилась фантастическая мировая востребованность. Звонят и пишут музыканты, искусствоведы, издатели энциклопедий. Само ее имя сделалось нарицательным, обозначая целый стиль музыки и самую драматичную легенду в практике современного искусства.

Выживание - физическое, нравственное и в целом человеческое, по большому счету - доминирующий образ жизни обитателей прошлого века. Затворничество в его агрессивной и всепроникающей навязчивости - редкое и изощренное мужество. Вся жизнь Галины Уствольской и жизнь ее музыки - пример такого мучительного и спасительного отстранения. Словно она в какой-то момент замкнула все каналы энергоснабжения на внутреннюю циркуляцию - и там образовалось эндемичное духовное пространство со своими культурными кодами, отвечающими за представление и выражение реальности. Однако, как утверждает один из законов физики, "система, переполненная потенциальной энергией, стремится к самоуничтожению". Художественное "самоуничтожение", по Уствольской, - это разрушение реальности как декорации. Конкретно в музыке - освобождение звука от искусства звука. То есть первопричины от прихотливого нагромождения вторичных формул, аксиомы от теорем с доказательствами. Поэтому ее композиторский инструментарий уникален своей скупостью и парализующей действенностью "голодного пайка" тщательно отобранного исходного материала. Суть этого аскетизма - демистификация музыкальных "красот и гармоний", их превращение в объект прямого физического воздействия на слушателя. Пугающие откровения ее сочинений не оставляют шансов никакому равнодушию. Для этого ей удается концентрировать в один удар по клавишам или в отчаянно долгую и отчаянно высокую одинокую скрипичную ноту все светское разнообразие мира, весь поверхностный рельеф бытия, выжимая из звука по капле истины.

Галина Ивановна не доверяет своей мирской славе и уклоняется от участия в концертах и даже присутствия на них. Поэтому ее появление в Эрмитажном театре было встречено публикой с коленопреклоненным восторгом. Юбилейный концерт, прошедший в рамках 13-го Пасхального фестиваля в Петербурге, - еще одно усилие самых истовых проповедников музыки Уствольской: пианиста Алексея Любимова, виолончелиста Александра Рудина, скрипачей Ильи Йоффа, Александра Тростянского и их коллег по "возвращению" самого прославленного и самого неповторимого российского композитора "из мира" к себе на родину. А дуэт Алексея Любимова и Александра Рудина произвел на свет настоящий исполнительский шедевр, погрузив зал в молитвенное оцепенение.

 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.