 |
У.Лопаткина и Д.Корсунцев в сцене из спектакля "Бриллианты" |
В Большом театре состоялся гала-концерт "Галине Улановой посвящается". Его основной организатор - Фонд Галины Улановой, возглавляемый Владимиром Васильевым, который и взял на себя функции режиссера вечера. Торжество было приурочено к двум памятным датам: 16 мая 1928 года юная Галина Уланова впервые вышла на сцену, а в 1944 году, 60 лет назад, началась ее работа в Большом театре. Однако не столь важны поводы, сколь их "художественные последствия" - сам гала-концерт, в котором приняли участие танцовщики Большого и Мариинского театров. В этих двух театрах прошла вся творческая жизнь балерины, давно ставшей легендой советского балета ХХ века. В программе также участвовали солисты и хор Новой Оперы и оркестр Большого под управлением Эри Класа.
В начале вечера за беззаветное служение хореографическому искусству фонд наградил Марину Семенову, Игоря Моисеева, Ольгу Лепешинскую, Раису Стручкову и Николая Фадеечева, которые, за исключением Марины Тимофеевны, сидели в директорской ложе. Не забыл фонд и самых маленьких, выделив стипендии ученикам разных хореографических училищ России и зарубежных стран. Юные стипендиаты продемонстрировали свои умения, проделав короткий экзерсис. А до того неизменный "Полонез" на музыку А.Алябьева в постановке Н.Вихаревой станцевали учащиеся Московской государственной академии хореографии.
Гала-концерт прошел с аншлагом, несмотря на то что проводился в весенний воскресный вечер. Прибыли и именитые гости (так, буквально на один вечер из Гамбурга вырвался Джон Ноймайер) и обязательные VIP-персоны, что, кстати, редкость. Как часто пустуют почетные места в партере! На вечере Улановой даже в ложах ярусов публика не только сидела, но стояла и "висела".
На редкость удачно была составлена концертная программа. В ней, к счастью, отсутствовали набившие оскомину pas de deux из "Корсара" и "Дон Кихота". Посвященный Улановой, вечер не ограничился исключительно исполнением ее репертуара. Скорее наоборот - только адажио с четырьмя кавалерами из "Спящей красавицы" да последнее действие "Лебединого озера" (оно было дано в редакции Владимира Васильева) имели к нему отношение. Были показаны балеты Джорджа Баланчина (третью, четвертую части и финал парадной "Симфонии до-мажор" исполнили москвичи, адажио из "Драгоценностей" петербуржцы - долгожданная Ульяна Лопаткина и ее партнер Данила Корсунцев), последние новинки Мариинки, которые Москва увидела впервые - романтические фрагменты из "Этюдов" К.Черни в постановке Х.Ландера и целиком "Головокружительное упоение точностью" на музыку Ф.Шуберта в постановке У.Форсайта.
Улановским был не репертуар, а сама лирико-романтическая и интеллигентная атмосфера вечера. Он открылся увертюрой к "Ромео и Джульетте" С.Прокофьева и завершился Аve Eva А.Петрова. В течение всего вечера на трех экранах, которые то поднимались, то опускались, демонстрировались фото- и киномонтажи, созданные из хорошо известных и совсем незнакомых изображений балерины разных лет. Неспешное, элегическое начало поддерживалось чтением писем простых людей к Улановой, высказываниями о ней знаменитостей, а также музыкальными номерами - ария Нормы и "Молитва" из "Сельской чести". Конечно, Уланова вошла в историю Марией, Джульеттой, Жизелью, Лебедем. Но были в ее творчестве, тем более в характере, и совсем другие черты, лишенные какой-либо сентиментальности.
Показательно, что самый большой зрительский успех выпал на долю форсайтовского "Головокружительного упоения точностью", поставленного в совсем ином ключе. Его впечатляюще исполнили пять мариинских солистов, среди которых своей виртуозностью особо выделялся Леонид Сарафанов, вызывающий в Москве самый оживленный интерес среди любителей балета. Быть может, на этот раз они исполнили головоломный необаланчинский pas de cinq Форсайта менее упоительно и точно, чем в дни премьеры и на фестивале "Мариинский-2004". Но мариинским танцовщикам вообще непросто на раз обжить наши сценические просторы, к тому же они смогли только "вполноги" пройти этот безжалостный по сложности балет, притом - в конце утомительной дневной сценической репетиции. При форсмажорных обстоятельствах от форсайтовских степ-текстов порой ноги заплетаются даже у самых отчаянных "технарей" и экстремалов. Хотя баланчинскую "Симфонию до-мажор" москвичи танцевали на своей родной сцене, и у них местами наблюдался подобный феномен.
Печально, что от участия в этом благородном гала-концерте по разным причинам (болезнь, предстоящая премьера, просто каприз) отказались многие ведущие солисты Большого - партии балерин и премьеров пришлось танцевать, в лучшем случае, первым солистам, а порой исполнителям, которым Баланчин "не по ногам". Хрустальный дворец в значительной степени утратил свой блеск и сияние.
Концерт открыл и новые имена. Так, в партии Одетты появилась юная Анна Никулина из Большого. Вряд ли целесообразно только по четвертому действию балета, где не так уж много танцев, судить об ее исполнительских возможностях - серьезный разговор может вестись только после выступления дебютантки в "Лебедином озере" Юрия Григоровича, которое вот-вот состоится. Да и Алина Сомова из Мариинки, солировавшая в отрывке из "Этюдов", пока лишь пробует себя в балеринских партиях романтического плана. Целиком сверхсложные датские "Этюды" рассчитаны на опытных балерин, равных парижским этуалям.
Не очень-то к лицу современной по исполнительской манере Наталье Сологуб партия Авроры. Зато настоящим бриллиантом царских каратов предстала Ульяна Лопаткина в адажио из одноименного балета. Лопаткину можно обожать, можно просто уважать, но одно несомненно - она и личность, и балерина с особой статью, умная, точно понимающая, как более выгодно подать и себя, и все баланчинские pas. Ее выступление парадно венчало хореографическую часть гала-концерта, еще раз подчеркнув простую истину - только личности творят историю балета. Подтверждение тому - искусство Галины Сергеевны Улановой.
|