последнее изменение 02.11.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    
 
 
 
 

№46 (7454)
25 ноября - 1 декабря 2004г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Музыка

Клезмерфест в трехчастной форме

Аркадий ПЕТРОВ
 

"Клезмер" в переводе с идиш - "музыкант-любитель". Но это еще и определенный стиль: бытовая еврейская музыка, сплавленная с традициями тех регионов, где евреи проживали длительное время. А самих видов клезмера существует столько, сколько стран на земле. Есть клезмер украинский, польский, молдавский, турецкий, венгерский, немецкий, арабский. То есть - любой. Первоначально эта музыка звучала, развлекая посетителей, в корчмах и закусочных. Со временем клезмер "посерьезнел", вошел в концертную практику и стал необычайно популярным во многих странах мира. Например, весной в Москве побывал знаменитый американский саксофонист Джон Зорн - у себя дома, в Штатах, он возглавляет музыкальное течение "Radical Jewish Culture" ("Радикальная еврейская культура" - по сути, тот же клезмер). А совсем недавно у нас, в Белокаменной, выступал другой саксофонист - японец Казутоки Умезу. Он тоже играл клезмер.

Несколько лет тому назад покойный музыковед и блистательный арт-менеджер Николай Дмитриев задумал провести в Москве международный фестиваль, посвященный этому жанру, - показать его во всех возможных ипостасях. Друзья и коллеги Дмитриева осуществили этот замысел, строго следуя очерченной Николаем схеме фестиваля. В результате - три разных, дополнивших друг друга "клезмер-вечера".

Вечер первый

Финский квартет "Doina Klezmer": скрипач/альтист Хану Вассара, аккордеонист Марку Леписто (на самом деле баянист, ибо клавиши на инструменте отсутствовали; исполнитель нажимал только на кнопки), контрабасист и композитор Сампо Лассила и ударник Тапани Ямсен. Белокурые шевелюры музыкантов сразу выдали в них типичных северян - этнических финнов. А то, что они играли, было музыкальным сплавом: финские и карельские напевы сочетались с восточноевропейскими, прежде всего с балканскими. Уже в самом названии группы затаилось молдавское слово "дойна". Дойна - популярный на Балканах и в Прикарпатье танец: по характеру сначала скорбный, элегический либо лирико-эпический, а во второй части - подвижный, яростно-огненный. В этих необычных "карело-финских" дойнах отчетливо прослушивались еще и вкрапления еврейских мелодий. Да, эклектично, но и очаровательно.

Исполнители продемонстрировали безукоризненную технику. Барабанщик неистово отбивал цепочки ритмов ладонями либо миниатюрными палочками. Это был бы отличный музыкальный ряд к видовому фильму о Балканах, о жизни пастухов, о ночах, проведенных в карпатских ущельях.

Вторая группа - израильский "Крузенштерн и пароход". Трио: бас-гитарист и вокалист Игорь Крутоголов, кларнетист Руслан Гросс и ударник Гай Шехтер. К клезмеру отношение имеют, по-видимому, исключительно местом своего проживания. А так - экспрессия, жесткий звуковой напор, бешеные темпы. Самое крутое ответвление хард-рока и авангардного джаза.

Вечер второй

Наконец-то в Москву попал американский пианист-виртуоз Бора Бергман (с программой "Meditations"). Музыкант почтенного возраста (71 год). Один из наиболее эксцентричных персонажей нью-йоркского джазового мира. Таинственный солист, стиль которого музыкальные критики стремятся определить и описать уже не первый год. Пока сошлись на том, что это один из наиболее крутых радикалов джаза: если первое место среди авангардистов давно уже отдано чернокожему Сесилю Тейлору, то на втором закрепился Бергман. Оказался бы, наверное, и на первом, если бы был афроамериканцем по крови...

Бергман создал свой индивидуальный стиль, требующий фантазии, выносливости, использующий игру скрещенных рук и космические темпы. Впрочем, иногда это еще и наивные миниатюры, своего рода фортепианный "детский альбом", в других случаях - "испанские" интонации в духе Альбениса или Равеля. Еврейские напевы чередуются с колкой полифонией - в диапазоне между Бахом и Шостаковичем.

Несмотря на обилие диссонансов, Бергману удаются выразительные, легко запоминающиеся мелодии. Его любимый прием - свободное глиссандо по клавиатуре вверх и вниз; в этих эпизодах кажется, что пианист просто вытирает пыль с клавиш. Другой прием - ударность: пальцы собраны в "пучки", которыми Бергман наносит тычки и уколы, пикируя - причем чисто спонтанно - туда, "куда рука попадет". В этом он схож с художниками-ташистами, чья живопись состоит из произвольно нанесенных цветовых пятен, или поэтами-дадаистами, имитирующими бессвязный детский лепет.

Однако, как ни известен маэстро Бергман, меня более тронуло выступление мало пока известного - и уж точно чисто клезмерского! - трио из Белоруссии под названием "Минскер капелье". "Минская капелла" - именно так называли себя клезмерские музыкантские цехи, игравшие на свадьбах, бар-мицвах и других важных событиях из жизни восточноевропейских евреев-ашкенази. В "Капелье" две девушки: обладающая красивым, полным звуком виолончелистка Виолетта Коренькова и изящная цимбалистка Татьяна Кукель, хрустально позвякивающая своими палочками. Третьим в группе - заводной, полный сил и энергии кларнетист Дмитрий Слепович. Слепович - исследователь и пропагандист еврейской традиционной музыки - богатого наследия, хранящегося в музеях и библиотеках Белоруссии, Украины, Польши, Литвы и России.

Группа стремится к аутентичному звучанию. Этнографические экспедиции позволили ввести в программу неизвестные ранее композиции. Среди дюжины прозвучавших в программе "Минскер капелье" номеров была, например, расшифровка записи, сделанной фольклористкой Софьей Магид еще в 1931 году. По словам Слеповича, этот фоновалик был обнаружен в Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге. Прозвучали в программах "Капелье" и хасидские напевы, и хаззануты (синагогальные песни), и веселые танцевальные фрейлехсы, и даже марш из оперы Верди "Аида", аранжированный в клезмерской манере. В исполненных песнях идиш чередовался с русским языком, белорусский - с литовским. Нежная россыпь пассажей на цимбалах, сочные легато и арпеджио виолончели - и виртуозные фигурации кларнета. Минский клезмер стал лучшим эпизодом всего феста, который на этом, однако, не завершился.

Вечер третий

Играл знаменитый американский ансамбль "THE KLEZMATICS". Группа, которую относят к направлению "новый клезмер". Традиция (мистическое звучание музыки) подверглась здесь постмодернистской трансформации. Все участники группы, а их шестеро (Мэтт Дарьё - флейты, кларнет, альт-саксофон, болгарский кавал, Лайза Гуткин - скрипка, Дэвид Лихт - ударные инструменты, Фрэнк Лондон - труба, Пол Морриссетт - бас-гитара, цимбалы и Лорин Скламберг - аккордеон, вокал) - звезды мирового класса, впервые приехавшие в Москву. Стиль группы "Клезматикс" - экстатический, шуточный, но и возвышенный, местами трагический - проникнут то печальными, тяжелыми, то разудало танцевальными интонациями и ритмами.

Ведущий вокалист группы - аккордеонист Лорин Скламберг, обладатель мощного и в то же время легкого, светлого, лучезарно-небесного тенора. В его вокале сочетались нежная мечтательность и прихотливая, острая ритмика, изобилующая узорчатыми орнаментами. Песни печальные, а временами ироничные (клезмерские частушки?) о любви. Второй красивый голос принадлежит скрипачке Лайзе Гуткин, являющейся также композитором (музыка к фильму "Секс в большом городе") и знатоком кельтской (ирландской) музыки.

Слушателей очаровал трубач Фрэнк Лондон, игравший параллельно со своим основным инструментом на синтезаторе (другой рукой). Не будь он мастером клезмер-музыки, мог бы претендовать на самые высокие позиции в джазовой табели о рангах.

Одним словом, поклонники "Клезматикса", коих среди московских меломанов достаточно, получили то, чего хотели, а некоторая предсказуемость заключительной программы феста не омрачила общей радости.

 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.