последнее изменение 30.12.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
 
 
 
 

№4 (7463)
27 января - 2 февраля 2005г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Телевизионный смотритель

Желание любви как ожидание смерти

"Курсанты": история поколения

СЕРИАЛ

Алексей СИВОВ
 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Эксперимент телеканала "Россия", начатый в сладко-шипучую новогоднюю десятидневку на Российском телевидении, удался. Когда аншлаговая кривозеркальность сменялась Галкиным, Сердючкой и прочими, а программные директора в поту выуживали из архивов замшелые советские картины, руководство "России", не забывая, впрочем, о Петросяне и других, поставило мини-сериал о воспитании курсантских чувств в условиях военного времени. Вместо полусладкого шампанского с оливье вприкуску зрителю было предложено надломить корочку хлеба, закусить дурно очищенную водочку кашей из ворованного овса, вокруг истории с которым много чего случилось в фильме. И зритель принял это - рейтинг премьерной серии был чрезвычайно высок (13,8 процента). Потом, правда, часть зрителей "ушла", предпочитая внимать в новогоднем угаре песням и пляскам, но "Курсанты" на протяжении всех своих десяти серий имели хорошую и стабильную позицию.

Суровая проза Великой Отечественной, написанная не с высот генеральских погон, а прямо из окопа, имела в советской литературе крепкие позиции. В меру правдивая, не парадная, к середине 70-х годов она была едва ли не вершиной российской словесности того времени. Повести о молодых лейтенантах, чудом выживших в первом бою, выходили у К.Воробьева и Гр.Бакланова, Б.Васильева и Ю.Бондарева. Его "Горячий снег", удачно и реалистично экранизированный, считался хрестоматийным произведением прозы "лейтенантов".

Шли годы, и "лейтенанты" уходили один за другим. Да и время изменилось - на полтора десятка лет военная тема оказалась никому не нужна. Но на горизонте замаячил 60-летний юбилей Победы, а с ним приспел большой социальный заказ на кино "про войну". А для качественной работы необходим первоисточник.

Мне, грешным делом, казалось, что фильм под названием "Курсанты" должно снимать, например, по Константину Воробьеву - у него как раз есть жесткая и талантливо написанная повесть на эту тему. Но продюсер "Курсантов" Валерий Тодоровский выбрал мемуары своего отца Петра Тодоровского "Вспоминай - не вспоминай", и фильм о тех, кто своими "сорокапятками" сумел затормозить безудержный ход немецких танков, вышел на "России".

Книга фронтовика и замечательного режиссера Петра Тодоровского заслуживает того, чтобы по ней был сделан фильм. Хотя бы за то, что это подлинная история поколения, что под корень выкосила война. Да и сын вполне может воздать дань уважения своему отцу, тем более что у него для этого есть все возможности.

Может, в этом обстоятельстве и сокрыта двойственность оставленного впечатления. Уж слишком явно был предъявлен семейный подряд. Вплоть до закадрового комментария, который голосом Тодоровского-старшего сопровождает весь фильм.

Эта архаичная форма - сопровождать кинокартину бесконечными рассказами о том, что с курсантами и другими действующими лицами дальше будет, вызвала наибольшие нарекания. Подобный прием действительно устарел и к тому же является чем-то вроде костыля, подставленного под фильм. Мол, подстрахуемся, вдруг кто чего не понял, к тому же всем - и режиссеру, и актерам - проще будет. Все непроявленное и недосказанное доскажет строгий голос "за кадром". Прием эксплуатируется так часто, что у зрителя возникает своего рода зависимость от закадрового комментария - должны же нам все-все объяснить.

"Курсантов" можно считать типичным приквелом (то есть фильмом, действие которого предшествует ранее представленной истории) многочисленных кинокартин о молодых людях, попавших на фронт прямо из училища. Например, того же "Горячего снега" Бондарева. Впечатление усиливает то обстоятельство, что и у Бондарева, и у Тодоровского герои - "боги войны", артиллеристы.

Драматургия фильма, снятого компанией "Рекун ТВ", выстроена довольно умело. Нагнетание действия происходит от серии к серии. Облик прифронтового Саратова выстроен весьма профессионально, хотя детали иногда не продуманы. Так, курсанты расхаживают в новеньких шинелях, а их выдавали будущим лейтенантам, обучавшимся только в Москве. Впрочем, с точки зрения эстетики кино одевать курсантов в тряпье не слишком красиво. Важнее то, что в картине нет той гламурности, что зачастую присутствует в фильмах о войне. Все достаточно сурово и голодно.

Голод - важная составляющая фильма. Постоянное недоедание практически всех персонажей (кроме подонка энкавэдэшника) постоянно присутствует в фильме. Действительно, в то время обмороки от голода были нередки.

Другой двигатель "Курсантов" - это желание любви в ожидании почти неминуемой смерти. Воистину справедливы слова - "любовь и голод правят миром".

Иногда создается впечатление, что все только и пребывают в бесконечных самоволках, а не грызут гранит "науки выживать". Хотя это может быть обусловлено задачей фильма - показать не учебку, а жизнь вне ее.

Постоянная беда современных лент о войне - несоответствие реалий того времени фильму - "Курсантов", к счастью, почти миновала. Лишь изредка огрехи: то очки - вполне современные, то прикуривают от спичек, выпущенных в XXI веке. А вот песни Гарика Сукачева, у которого явно открылось второе дыхание, стилизованы настолько умело, что кажется - они времен Великой Отечественной.

Главным достоинством картины можно считать актерские работы. Особенно великолепна Елена Яковлева, да и многие другие - Игорь Петренко, Андрей Мерзликин. Вообще персонажи прописаны ярко и отчетливо - "добрый" и "злой" чекисты, герои - офицеры и женщины, тянущие на себе все тяготы войны. Без них Победа, 60-летний юбилей которой мы будем отмечать через несколько месяцев, едва ли состоялась бы.

 
 
 
 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.