последнее изменение 11.02.2006
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6  
 
 
 
 

№9 (7468)
3 - 16 марта 2005г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Первая полоса

Фактор зимы

Москва прощается с 1-й Биеннале современного искусства

ИТОГИ

Елена ТИТАРЕНКО
 

"Теперь главное - чтобы это повторилось", - сказал на открытии 1-й Московской биеннале ее комиссар. По завершении арт-марафона длиной в месяц, собравшего более 300 художников из трех десятков стран, уже нет сомнений: через два года нам вновь уготовано нашествие современного искусства. Прецедент создан. Пора демонтировать последние из 70 выставок и подводить итоги. А заодно - отважиться на прогнозы.

Итак, Московская международная биеннале современного искусства стала реальностью. Семь музеев, десятки выставочных залов и галерей, тридцать спецпроектов плюс к основной программе - Первый фестиваль визуальных искусств, чей бюджет и размах сопоставимы с Московским кинофестивалем. По самым скромным оценкам, свыше 200 тысяч зрителей. Десакрализация бывшего Музея Ленина - он приютил главную выставку "Диалектика надежды". Дань нонконформистам, исподволь готовившим почву для форума в Москве, - лучшие его проекты: "Сообщники" в Третьяковке, мемориальная ретроспектива М. Рогинского в ГЦСИ, "Квартирные выставки" в РГГУ. Надежды изменить арт-климат Москвы, приохотив ее к актуальному искусству - оно дерзко заполонило город, вырвалось в Подмосковье, на улицы и в метро.

Мощь форума укрепили специальные гости: француз Кристиан Болтански, израильтянка Михаль Ровнер - звезда Венеции-2003, а также не явившиеся в Первопрестольную классик видеоарта Билл Виола (США) и "наш человек" на Западе Илья Кабаков. Уже под занавес в Москву прибыл основатель концептуализма Джозеф Кошут - без выставки, но с лекцией.

Главные инициаторы приобщения России к актуальному искусству и продвижения ее в мировой художественный контекст не грозят сделать Москву соперницей Венеции. Вторая биеннале по преимуществу будет "русской". На первой лишь треть художников - россияне, зато интернационал кураторов, заявивших о показе будущих звезд, обеспечил приток именитых гостей - "князей" мирового арт-процесса. В итоге все участники основного проекта получили престижные контракты: кто-то выставится в "Tate Modern", иные - в парижском "Palais de Tokyo" или Центре Помпиду...

Что же останется нам? Молодые россияне передают свои работы из Музея Ленина в Русский музей. На Лубянке - "Информбюро", где можно прочесть публикации об "актуалах" за много лет и увидеть их лица на экране. Поиск нового пространства для выставок, адекватного духу и формам contemporary art. Проекты, призванные напоминать о биеннале, пока она не повторится. Попытки оргкомитета исправить ошибки первого форума. Второй должен быть не такой лихой и экстравагантный, но более взвешенный, с прогнозом на будущее. Очертить новые горизонты поможет Всероссийский ежегодный конкурс "Инновация", который учредили Роскультура и ГЦСИ. По его итогам за творческие достижения в современном искусстве впервые будет вручаться всероссийская премия.

  О выставке "Человеческий проект" читайте на странице "Палитра".  

 
 
    ВОЗВРАЩЕНИЕ
  • Пролетарский гламур
    На Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича "Болт" в постановке хореографа Алексея Ратманского
 
    ИТОГИ
  • Фактор зимы
    Москва прощается с 1-й Биеннале современного искусства
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.