
 |
|
|
 |
№20-21 (7327)
23 - 29 мая 2002г.
|
|
еженедельная газета интеллигенции |
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
Петр и его птенцы
|
Наталия КАМИНСКАЯ
|
Петру Фоменко - главному режиссеру московского театра Мастерская П.Фоменко - 70 лет. Их можно пересчитать по пальцам - режиссеров, чьи артисты именуются словом, производным от режиссерской фамилии. "Товстоноговцы", например. В самой возможности такого поименования есть нечто уникально российское, семейное и отцовское. В случае с Петром Наумовичем Фоменко его ученики нескольких поколений, в том числе выросшие в звезд и лауреатов, называются совсем по-домашнему - "фоменки". Его спектакли исполнены легкого дыхания. Его наблюдения за жизнью нежны и чуть лукавы. А способность к театральной игре при этом - абсолютна. Человеческое счастье - его тема, и цель, и средство вместе взятые. Если невозможно осчастливить себя купанием в роскошном тексте, то всегда остается шанс саму игру, сами возможности театра возвести в степень наивысшего блаженства. На разгар лета обещан новый спектакль Петра Фоменко "Египетские ночи". Нет сомнения, что это будут ночи любви.
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
Марк Горенштейн возглавил ГСО
|
|
|
Главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России назначен Марк Горенштейн. Соответствующий приказ подписал министр культуры России Михаил Швыдкой. С июня 2000 года Государственный академический симфонический оркестр возглавлял дирижер Василий Синайский. Ранее оркестром руководил знаменитый дирижер, композитор и пианист Евгений Светланов.
|
|
|
|
.gif) |
День полнолуния Карена Шахназарова
|
|
|
Карену Шахназарову исполнилось 50 лет. Человек он здравомыслящий, все прекрасно понимает. Может, поэтому усвоил следующее: сколько фильмов ни делай, максимум внимания получишь лишь тогда, когда станешь начальником. Начальником он и стал, возглавив в 1998 году киностудию "Мосфильм", и тут же попал в зону повышенного интереса. (Справится - не справится? Справился, как показало время.)
|
|
|
|
.gif) |
На питерских пляжах - "час пик"
|
|
Там строят замки из песка
|
В Петербурге на пляже возле Петропавловской крепости состоялось подведение итогов Международного фестиваля песчаной скульптуры. Задание 2002 года оказалось загадочно-абстрактным: композиции скульпторам надлежало строить под знаком "Час пик", пытаясь выразить в песке проблемы современной жизни мегаполиса. Третье место завоевала команда Нидерландов, представившая "влагоустойчивую" абстрактную скульптуру под названием "Быстрее", чешская команда за колокол, именуемый "Время - в нас", получила второй приз. Актуальнее всех оказались итальянцы. Их образом времени стали часовая башня, бокал, бутылка вина и компьютерная клавиатура.
|
|
|
|
.gif) |
Цель творчества - самоотдача...
|
|
Абитуриенты все еще верят этому
|
Летом 2002 года на 1100 тысяч мест в вузах страны претендуют всего полтора миллиона выпускников. Многим же вузам и заманивать не нужно - романтический шлейф недоступности интригует. Утверждать, что сегодня учиться в сферу культуры идут только люди, одержимые ею, трудно. Многие руководствуются иными соображениями: считается, что сюда легче поступить, не нужно зубрить математические формулы, зато есть шанс найти применение своему "гуманитарному складу ума". Одних до сих пор привлекает громкое имя ВУЗа, других - новые направления. Конкурс в 4 - 5 человек на место сохраняется стабильно, хотя многие понимают, что заработать на кусок хлеба с маслом такая профессия вряд ли позволит.
|
|
|
|
.gif) |
Тюркский контекст
|
|
Третьей театральной столицы
|
После Москвы и Петербурга Казань считается третьей театральной столицей, а Татарстан - одним из самых театральных регионов. Потому, наверное, VII Международный фестиваль тюркских театров "Науруз" и проходил именно в Казани. Театры тюркоязычных народов - это татарский, башкирский, тувинский, якутский, хакасский, киргизский, азербайджанский, чувашский, казахский, турецкий. Вот все они как раз и собрались в Казани, превратив ее на неделю в центр тюркоязычного мира.
|
|
|
|
.gif) |
Искусство требует не жертв, а денег
|
|
Правительство выделило миллиард рублей на кинопроизводство
|
4 июля министр культуры Михаил Швыдкой, по его собственным словам, убеждал правительство в том, что важнейшим из искусств является кино, а не телевидение. Представил на его рассмотрение проект постановления о господдержке кинопроизводства и кинообслуживания населения, запросил дополнительное финансирование кинопроизводства на 2003 год в сумме 1,46 млрд. рублей. И получил поддержку и одобрение в общем и целом, "добро" на 1 миллиард взамен запрашиваемой суммы. Эти события вызвали некоторое оживление в кинематографическом стане. Его представители дали свои комментарии по данному вопросу.
|
|
|
|
.gif) |
Сошлись в июле два "Бориса"
|
|
|
Наверное, и вправду - "Пушкин - наше все". А уж "Борис Годунов" с огромным количеством аллюзий на все времена российские просто палочка-выручалочка для любого сценического начинания. Вот и в этом июле сошлись два очередных "Бориса". Один подчеркнуто московский в рамках фестиваля "Московское действо", другой - размыто псковский в декорациях Святогорского монастыря. Конечно, "Борис Годунов" - произведение именно московское, что в столичном спектакле подчеркнуто скрупулезным следованием пушкинскому тексту. Опера же - а именно ее привезли в Псков - искусство весьма условное, в обязательной географической привязке не нуждается. Хотя, если вспомнить, то знаменитая корчма располагалась рядом с литовской границей, а граница эта в годуновские времена пролегала где-то в районе Пскова. Так что, был бы Пушкин, а привязка всегда найдется.
|
|
|
|
.gif) |
Начинаем с интонации
|
|
Европейский семинар в "Школе драматического искусства"
|
В июне А.Васильев собрал мастеров Союза театров Европы на короткий стаж, чтобы обменяться опытом, показать возможности собственного театра, тренинги, физическую и энергетическую подготовку к ним - все, что связано с настройкой актерского аппарата. У приехавших на стаж иностранцев (а прибыли стажеры из Венгрии, Италии, Германии, Литвы).
|
|
|
|
.gif) |
Самый-самый...
|
|
Встреча восьмая. Олег Меньшиков
|
"Самый-самый" - очередное эссе из авторского цикла известного писателя и общественного деятеля Зои Богуславской "Зазеркалье", посвящено Олегу Меньшикову - актеру и человеку. Прилетевшая на Московский кинофестиваль мировая знаменитость Ванесса Редгрейв спросила, удастся ли ей повидаться с Олегом Меньшиковым. "Это самый крупный бриллиант вашей кинематографии. Самый-самый", - сказала она, напомнив, что артист получил премию Лоренса Оливье в Англии, сыграв Есенина в их совместном спектакле "Как она танцевала".
|
|
|
|
.gif) |
Новые песни главных
|
|
Роман Козак и Андрей Житинкин - марафонец и спринтер
|
 |
Театры на Малой Бронной и имени Пушкина до недавнего времени были похожи, как близнецы-братья. Расположенные по соседству, они влачили весьма скромное существование, то и дело меняя режиссеров и зачастую перебиваясь спектаклями, которые едва выдерживали десяток представлений. На отсутствие зрителей, впрочем, жаловались не всегда - кто-то ходил сюда по старой памяти, кто-то из-за благоприятной географии. Хотя аншлаги случались нечасто - разве что в премьерные дни. Чуть больше года назад, практически одновременно многострадальные коллективы обрели новых лидеров: Бронная - Андрея Житинкина, Пушкинский театр - Романа Козака. С одной, хотя и весьма существенной разницей в статусе: Козак принял на себя художественное руководство театром, Житинкина ограничили должностью главного режиссера. Оба лидера отметились в прессе программными выступлениями, суть которых была едина - вернуть театрам утерянный авторитет. Андрей Житинкин, не долго думая, начал строить на Малой Бронной театр имени себя. Роман Козак, как уже говорилось, пошел другим путем и не стал превращать себя в главное действующее лицо вверенного ему Театра имени Пушкина. Более того, не слишком торопится с реформами на основной сцене, предпочитая заходить в театр с бокового входа, а именно со стороны филиала.
|
|
|
|
.gif) |
В мире малых форм
|
|
|
На фоне богатой и разнообразной художественной жизни сезона события в мире искусства декоративно-прикладного нередко оставались в тени "большого" искусства. Это неудивительно. И хотя для современного искусствознания подобная "дискриминация" давно в прошлом, но и сегодня актуальные события в мире малых форм представляются для нас чем-то второстепенным. Между тем за последнюю неделю состоялся целый ряд выставок, позволяющих открыть новые грани деятельности, так или иначе связанной с декоративным искусством.
|
|
|
|
.gif) |
ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ: "Может, это и называется "сорок"
|
|
|
Валерий ТОДОРОВСКИЙ, еще недавно слывший молодым и перспективным режиссером, как-то незаметно перекочевал в иной класс - профессионалов среднего поколения. В течение нескольких последних лет кино не снимал, но продюсировал картины коллег. И вот уже два года его имя ассоциируется с сериальным производством РТР, за которое он и отвечает. Наш разговор с режиссером состоялся в Сочи на Открытом российском кинофестивале, после премьеры его новой и на сей раз собственной картины "Любовник", которая получила Гран-при, а Олег Янковский был удостоен приза за лучшую мужскую роль благодаря все тому же "Любовнику".
|
|
|
|
|
|
|
|