
 |
|
|
 |
№9 (7417)
4 - 10 марта 2004г.
|
|
еженедельная газета интеллигенции |
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
Ассамблея на Цветном. Московский цирк Никулина: 125 лет без антракта
|
Елена НОВИКОВА
|
Первым быть, конечно, почетно. Но трудно. И если уж оказался первым, изволь соответствовать всегда и везде. С историей Московского цирка Никулина на Цветном бульваре - первого стационарного (если не считать двух его деревянных предшественников) в столице - связано множество достижений циркового искусства, о которых с полным основанием говорят "впервые..." Например, именно здесь впервые легендарная Ирина Бугримова доказала, что женщина может выйти на арену один на один с десятью львами. Или совсем другая история. Цирк на Цветном первым из собратьев в постсоветской России перешел на рыночные отношения, что, видимо, было посложнее, чем аттракционы с хищниками, которыми цирк издавна славился. И к своему 125-летнему юбилею Цирк на Цветном представил новую грандиозную программу, достойную высокого и ответственного звания "первый"...
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
Рококо, ампир и парижская школа
|
|
XIX Российский антикварный салон в ЦДХ
|
Осенний антикварный салон начался со скандала. Традиционно компания "Экспо Парк" - устроитель этой выставки-ярмарки - проводит в ее рамках некоммерческие проекты. На этот раз посетителям показывают редчайшую жемчужину отечественного искусства - русское рококо. Из Франции этот стиль пришел в Россию с запозданием на двадцать лет, и его расцвет пришелся на эпоху царствования Елизаветы. "Дщерь Петрова" невероятно любила изысканную роскошь. Ее знаменитые коронационные сани "Лебедь" до сих пор восхищают каждого, кто их видит. К числу счастливчиков должны были присоединиться и посетители Салона, но... Из фондов Исторического музея сани так и не привезли в ЦДХ. В момент формирования экспозиции Федеральное агентство по культуре и кинематографии запретило ГИМу участие в этом проекте, беспокоясь за сохранность ценного экспоната...
|
|
|
|
.gif) |
Национальные особенности романтизма
|
|
Двойной портрет в одном абонементе
|
В Доме музыки открылся абонемент "Лист и Сен-Санс: два великих романтика". Героями нынешнего сезона композиторы стали прежде всего благодаря юбилеям: в 2005 году исполнилось 170 лет со дня рождения Сен-Санса, в 2006 году - 195 лет со дня рождения Листа. Открывать его приехал австрийский дирижер Ханс Граф, в ММДМ он дирижировал Национальным филармоническим оркестром России, его партнером по ансамблю стал также пианист Александр Гиндин...
|
|
|
|
.gif) |
Каблук как зеркало эпохи
|
|
"Женщины и итальянская обувь. Сто лет любви" в Историческом музее
|
Постарайтесь вспомнить, не завалялись ли у вас в шкафу старые бабушкины "лодочки", а то и ботики прабабушки? Если вдруг обнаружите нечто подобное, не спешите выбрасывать - у вас в руках готовый музейный экспонат! Правда, в Москве пока нет музея, который был бы посвящен одежде или обуви. А вот в Италии - есть, и на днях одна такая коллекция ненадолго привезена в Россию, откуда начнется ее турне по разным странам. Сто изящных туфелек и сапожек расставлены в Историческом музее...
|
|
|
|
.gif) |
Волну гонят в глубь страны
|
|
"Зодчество-2005"
|
В восстановленном Манеже прошел XIII Международный архитектурный фестиваль "Зодчество-2005". "Несчастливый" порядковый номер на организации этого престижного смотра-конкурса никак не отразился. Достижения отечественной архитектуры были продемонстрированы публике во всей красе. Рядовые посетители ушли из Манежа убежденными в том, что Россия сегодня строится не просто бурно, но качественно и вполне художественно. У профессионалов оптимизма было меньше, но с тем, что общий уровень представляемой на "Зодчестве" архитектуры год от года растет, они не могли не согласиться. У фестиваля, давно уже превратившегося в ежегодный арх-отчет о проделанной работе, есть несколько традиционных разделов. Это работы номинантов премии "Золотое сечение", стенды регионов и субъектов Федерации, коммерческая экспозиция и смотр-конкурс на лучшее произведение в области архитектуры. За последнее, собственно, и вручается "Хрустальный Дедал" - доморощенный архитектурный "Оскар"...
|
|
|
|
.gif) |
АНО: прерванный полет
|
|
Национальному балету "Кострома" грозит ликвидация
|
Дискуссия о необходимости преобразования государственных учреждений культуры в так называемые АНО (автономные некоммерческие организации) ведется в нашей стране уже несколько лет. Много копий было сломано государственными мужами, пытавшимися убедить российские музеи и художественные коллективы не бояться нового юридического и экономического статуса. И на необъятных просторах родины нашлись смельчаки, пустившиеся в свободное плавание. Казалось бы, чиновники должны их на руках носить, но... Национальный балет "Кострома" - известный в России и за рубежом коллектив, именно в качестве АНО добившийся значительных успехов, - сегодня находится на грани уничтожения, и именно новый статус стал для властей поводом к ликвидации балета...
|
|
|
|
.gif) |
Врачи прилетели
|
|
"Мнимый больной". Малый театр
|
Сезон начался отчетливым комедийным акцентом. Премьер пока немного, но в их числе уже три комедии - в Театре имени А.С.Пушкина, в Сатириконе и в Малом. Спору нет, с Мольером рядом не стояли ни Людвиг, ни Куни. Но ведь и "Мнимый больной" - не "Тартюф", не "Дон Жуан", а чистый легкий жанр. С каждым новым спектаклем Сергея Женовача становится все очевиднее, что Малый театр нашел своего режиссера. Здесь принципиально не жалуют активных интерпретаторов оригинала и приоритет в спектакле актера всегда виден. Но Женовач - интерпретатор, только в особом, совершенно неагрессивном смысле этого слова. И атмосфера, и актерское состояние, и смыслы - все сделано режиссером. Только в отсутствие жирных масляных красок и игры постановочной мускулатурой это не очень заметно. Тут не хирургия, а гомеопатия...
|
|
|
|
.gif) |
Михаил КУРИЛКО-РЮМИН:
|
|
"Хороших людей больше, но плохие лучше организованы"
|
"В многосторонности таланта Михаила Курилко-Рюмина можно увидеть наиболее характерную, ему присущую черту. Вкус. Вкус профессиональный, вкус требовательный, артистический, вкус традиционный: изысканность его вкуса оставляет печать на всем, что он делает, на всей его жизни вплоть до многочисленных и своеобразных его учеников". Так сказал о творчестве народного художника России, действительного члена Российской академии художеств другой замечательный художник - Николай Андронов...
|
|
|
|
.gif) |
Елена ОБРАЗЦОВА:
|
|
"Каждую минуту мне нужно защищать свое имя"
|
На Основной сцене Большого театра в последний раз шла "Пиковая дама" в редакции Бориса Покровского. Графиню пела Елена ОБРАЗЦОВА. Великая певица проживала каждую секунду музыки, каждое слово героини, опьяняя душу неожиданной нюансировкой, чарующим пиано, дивными обертонами... Со сцены шел гипнотический ток. Голос обволакивал флером чувственности и изысканности. Зал наполнился ароматом эпохи, когда в моде были балы и романы...
|
|
|
|
.gif) |
Хрестоматия минувшего
|
|
"Оливер Твист" Романа Полански
|
Главным сюрпризом для почитателей легендарного режиссера Романа Полански стало отсутствие сюрпризов в этой академической, добротной экранизации. В истории кино обращений к "Оливеру Твисту" было немало, но в анналах записаны, пожалуй, две, как раз в силу их принципиальных различий и жанровых особенностей. В 1948 году Дэвид Лин экранизировал роман близко к первоисточнику. А в 1968 году вышел один из лучших мюзиклов в истории кино "Оливер!", поставленный Кэролом Ридом (пять "Оскаров", два "Золотых глобуса", приз Рону Муди, исполнителю роли Фэйджина, на Московском кинофестивале). Об истории бедного сироты из работного дома Полански задумался, по его словам, размышляя над тем, что должен снять фильм для своих детей. Выбор канонического сюжета после "Пианиста", конечно, немало удивил тех, кто за режиссером признает совсем иные декорации, нежели лондонские улицы...
|
|
|
|
.gif) |
Леван ЗАКАРЕЙШВИЛИ:
|
|
"Мужчины сегодня изменились"
|
Наши собеседники - своего рода знакомые незнакомцы. Некогда жившие с нами в едином государственном пространстве, они стали иностранцами. Но культурные взаимосвязи укрепляются, интерес друг к другу растет. На недавнем "Киношоке" фильм грузинского режиссера Левана ЗАКАРЕЙШВИЛИ "Тбилиси - Тбилиси" был удостоен приза за лучшую режиссуру, а в Баку на фестивале "Восток - Запад" отмечен исполнитель главной роли Гиорги Масхарашвили...
|
|
|
|
.gif) |
Шарунас БАРТАС:
|
|
"Профессия у режиссера вредная"
|
Литовского кинорежиссера, оператора, продюсера Шарунаса БАРТАСА называют мастером экзистенциальной кинодрамы. Его картины "Коридор", "Дом", "Нас мало", "Свобода" участвовали в различных кинофестивалях. "Семь человек-невидимок" в мае 2005 года были показаны в Канне. На фестивале "Восток - Запад", который проходил в Баку в октябре, Бартаса наградили за выдающийся вклад в евразийский кинематограф...
|
|
|
|
|
|
|
|