Эксперт имеет право на ошибку
Экспертиза
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
Е. Малышев: В нашем городе еще живы старые коллекционеры, которые приобретали картины, а не "бумаги" к ним. Старые собиратели прекрасно знали искусство, оно было их страстью, жизнью. Им достаточно было взять вещь в руки, посмотреть-понюхать, вынуть лупу, подойти к свету, перевернуть холст и "пройти" его оборот пристальным взглядом. Полчаса - час общения с картиной и мнение сформировано: подлинник! Подделку они видели сразу. Эти люди уже уходят из нашей среды.
Десять лет назад старое искусство стали приобретать уже новые покупатели, по большей части для вложения денег и по причине моды на антиквариат среди нуворишей. Не разбираясь в искусстве, такие покупатели страхуют свою покупку сертификатом качества, т.е. экспертным заключением. И экспертиза тоже стала товаром. Сложился некий иерархический список экспертов. Владимира Петрова из Третьяковской галереи признают "первым номером". Не только у нас, но и во всей Европе. Он - эксперт Божьей милостью
Но петербуржцы из Русского музея, из Эрмитажа, из наших пригородных музеев не уступают москвичам. А в иных случаях их позиция жестче, нежели у московских коллег. Но не все петербургские музеи имеют право на экспертную деятельность, поскольку она считается коммерческой. Эрмитаж, например, проводит только технико-технологическую экспертизу. А полноценна, как известно, комплексная экспертиза. И, естественно, эксперт имеет право на ошибку, но не более 10% всего объема его продуктивной деятельности.
Сейчас в некоторых музеях возникает тревожная ситуация, когда на музейных бланках выходят "в свет" противоречивые заключения разных экспертов на один ряд произведений. Неоднородные точки зрения правомерны в творческой дискуссии, но в экспертной практике подобные ситуации подрывают честь музея, его устоявшуюся репутацию в профессиональной среде. Антикварное дело зиждится только на чести и достоинстве, на профессиональной репутации.