Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ январь (4) Январь 2001г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
Российский антик-рынокРоссия, сохраняемая в антиквариатеРоссийский антик-рынок
Россия вступила в новый век под звуки антикварного гимна, вновь отреставрированного и пущенного в новый оборот. Антиквариат в нашем Отечестве больше, чем предмет старого искусства. Он бытует как товар на рынке, и как культурологический объект материализованной истории. И еще - исключительно российская особенность: антиквариат выполняет социально-политическую миссию. В конце века нам дарят полноценно антикварную музыку гимна, а в начале теперь уже прошлого столетия большевики двинули народ на уничтожение дворянской культуры - культуры классового врага. Бедные дворяне в 1928 году были лишены даже права гражданства своей Родины.
Два столетия - в течение ХVIII - ХIХ веков Дом Романовых, православная церковь, высшая знать, поместное дворянство, купечество покупали, хранили и собирали искусство. К 1917 году Россия накопила огромные культурные ценности во всем многообразии и многослойности художественных достоинств: от дворцовых сокровищ, включая усадебные коллекции, до скромного крестьянского искусства.
Позволим повторить банальность, но такова тема сегодняшнего номера: российские утраты. Сжигая усадьбы и разоряя дворцы, "революционные массы" безвозвратно уничтожили безмерное количество картин, скульптур, мебели и прочая, прочая. Незначительная часть русского искусства сохранилась за рубежом, вывезенная эмигрантами. Двадцатый век стал не только исходом русских из России, но и исходом искусства из страны. Дворцовые ценности в советской России были музеефицированы или частично проданы. Именно поэтому на российском рынке практически отсутствует антиквариат дворцового уровня. В частном хранении осели в основном семейные реликвии и предметы разграбленных усадьб. Рынок, обозначивший должную стоимость старинных вещей, вынул их из тайников и вернул их в рыночный оборот. Магазины заполнены усадебными гарнитурами из карелки и красного дерева, со стен смотрят безвестные владельцы дворянских гнезд. Огромное количество "Портрет неизвестной" кисти Н.Х. не находят спроса на рынке, как и портретная миниатюра. Этот период собирания российского антиквариата уже практически завершен. Антиквары жалуются, что становится очень трудно находить достойные вещи. В последние два-три года только-только начинается восстановление русской усадебной культуры. Восстанавливаются особняки в Москве, об одном из них пойдет речь ниже. За последние двадцать лет в средней полосе России реконструировано и реставрировано около 30 усадеб, многие из них связаны с именем А. С. Пушкина. На деньги спонсоров покупаются мебель и предметы интерьера. Так, для музея-усадьбы Остафьево купили в магазине "Антикварная мебель" классический образец ампира - зеркало псюше, а для Захарово - гостиный гарнитур. Проделав исторический вояж, мебель возвращается в свою среду обитания. Недавно прошедшая в Третьяковке выставка Рыбинского музея-заповедника "Художественные собрания дворянских усадеб и купеческих особняков" показала усадьбы этого края, ушедшие на дно Рыбинского водохранилища. Жаль, что потенциальные клиенты антикваров и их просвещенные дети не посещают подобных выставок. Ушедшая Россия в зеркале старого искусства удивительно красива и достойна! Наблюдается сейчас и тенденция вторичного оборота антиквариата, что вполне естественно для рынка. Купленные до дефолта на "горячие" деньги картины вновь предлагаются к продаже. Но их владельцы не хотят смириться с новыми ценами и инфляцией, а они упали на 20-30%. И в обозримом будущем не поднимутся. Дефолт дал новый отсчет всему капиталу в России. Вещи "зависают", их трудно реализовать. Потенциальные покупатели не хотят приобретать "замыленные", т.е. известные на рынке, вещи. Желание клиента - закон, и с психологией нуворишей антикварам приходится считаться. Для дорогих клиентов ищут вещи на зарубежных аукционах. Большие деньги, а значит большие налоги, оседают в Европе. Российский рынок топчется на месте, ожидая притока старого искусства с Запада. Хочется верить, что новый век в России станет эпохой нового накопления художественных ценностей. Также в рубрике:
|