Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Антиквар

№ январь (4) Январь 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2010 год
Дек-январь май июнь
июль- авг сент-окт Ноябрь
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Российский антик-рынок

Россия, сохраняемая в антиквариате

Российский антик-рынок


Усадьба Петровское. Рыбинский музей-заповедник

Россия вступила в новый век под звуки антикварного гимна, вновь отреставрированного и пущенного в новый оборот. Антиквариат в нашем Отечестве больше, чем предмет старого искусства. Он бытует как товар на рынке, и как культурологический объект материализованной истории. И еще - исключительно российская особенность: антиквариат выполняет социально-политическую миссию. В конце века нам дарят полноценно антикварную музыку гимна, а в начале теперь уже прошлого столетия большевики двинули народ на уничтожение дворянской культуры - культуры классового врага. Бедные дворяне в 1928 году были лишены даже права гражданства своей Родины.

Пасхальное яйцо "Мозаичное", фирмы Фаберже. Продано из Оружейной палаты в 1933 г.

Два столетия - в течение ХVIII - ХIХ веков Дом Романовых, православная церковь, высшая знать, поместное дворянство, купечество покупали, хранили и собирали искусство. К 1917 году Россия накопила огромные культурные ценности во всем многообразии и многослойности художественных достоинств: от дворцовых сокровищ, включая усадебные коллекции, до скромного крестьянского искусства.

Брошь. Серебро, бриллианты, 1760 - 1770-е. Сокровища дома Романовых. Продана в 1927 г.

Позволим повторить банальность, но такова тема сегодняшнего номера: российские утраты. Сжигая усадьбы и разоряя дворцы, "революционные массы" безвозвратно уничтожили безмерное количество картин, скульптур, мебели и прочая, прочая. Незначительная часть русского искусства сохранилась за рубежом, вывезенная эмигрантами. Двадцатый век стал не только исходом русских из России, но и исходом искусства из страны. Дворцовые ценности в советской России были музеефицированы или частично проданы. Именно поэтому на российском рынке практически отсутствует антиквариат дворцового уровня. В частном хранении осели в основном семейные реликвии и предметы разграбленных усадьб.

Рынок, обозначивший должную стоимость старинных вещей, вынул их из тайников и вернул их в рыночный оборот. Магазины заполнены усадебными гарнитурами из карелки и красного дерева, со стен смотрят безвестные владельцы дворянских гнезд. Огромное количество "Портрет неизвестной" кисти Н.Х. не находят спроса на рынке, как и портретная миниатюра. Этот период собирания российского антиквариата уже практически завершен. Антиквары жалуются, что становится очень трудно находить достойные вещи.

В последние два-три года только-только начинается восстановление русской усадебной культуры. Восстанавливаются особняки в Москве, об одном из них пойдет речь ниже.

За последние двадцать лет в средней полосе России реконструировано и реставрировано около 30 усадеб, многие из них связаны с именем А. С. Пушкина. На деньги спонсоров покупаются мебель и предметы интерьера. Так, для музея-усадьбы Остафьево купили в магазине "Антикварная мебель" классический образец ампира - зеркало псюше, а для Захарово - гостиный гарнитур. Проделав исторический вояж, мебель возвращается в свою среду обитания.

Недавно прошедшая в Третьяковке выставка Рыбинского музея-заповедника "Художественные собрания дворянских усадеб и купеческих особняков" показала усадьбы этого края, ушедшие на дно Рыбинского водохранилища. Жаль, что потенциальные клиенты антикваров и их просвещенные дети не посещают подобных выставок. Ушедшая Россия в зеркале старого искусства удивительно красива и достойна!

Наблюдается сейчас и тенденция вторичного оборота антиквариата, что вполне естественно для рынка. Купленные до дефолта на "горячие" деньги картины вновь предлагаются к продаже. Но их владельцы не хотят смириться с новыми ценами и инфляцией, а они упали на 20-30%. И в обозримом будущем не поднимутся. Дефолт дал новый отсчет всему капиталу в России. Вещи "зависают", их трудно реализовать. Потенциальные покупатели не хотят приобретать "замыленные", т.е. известные на рынке, вещи. Желание клиента - закон, и с психологией нуворишей антикварам приходится считаться. Для дорогих клиентов ищут вещи на зарубежных аукционах. Большие деньги, а значит большие налоги, оседают в Европе. Российский рынок топчется на месте, ожидая притока старого искусства с Запада. Хочется верить, что новый век в России станет эпохой нового накопления художественных ценностей.

Также в рубрике:

Российский антик-рынок

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;