Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ февраль (5) Февраль 2001г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
ЭкспертизаМосква -нью- центр по экспертизе русского авангардаЭкспертизаПубликации подготовлены Надеждой Назаревской
Русский авангард - неумирающая интрига и на отечественном, и на западном рынке. Как высказался недавно на страницах журнала "Art-chronika" известный антиквар и коллекционер Валерий Дудаков, "сложностей в экспертизе, как правило, больше всего с русским авангардом. И здесь очень важно не просто заручиться заключением государственных организаций - Третьяковской галереи, Центра Грабаря или НИИ реставрации, а действительно разобраться. Частные эксперты в этом периоде гораздо более осведомлены: они занимаются им на протяжении 20-30- ти лет, хорошо знают классические случаи подделок. Дело в том, что в конце 1980-х годов появились новые школы фальсификаторов, привлекающие и искусствоведов, и художников, и реставраторов, и дилеров. Но ходы почти у всех одинаковые, подделывают одних и тех же художников". На ноябрьском русском аукционе Sotheby's сняли как сомнительную вещь "Натюрморт с призмой" К.Петрова-Водкина. По тем же причинам не было куплено включенное во второй раз за 33700 долларов полотно И.Пуни "Обнаженная, моющая туфли". В первый раз оно предлагалось год назад - ноябрь 1999 г . по цене 65 000 долларов. В России покупать авангард не так опасно. У нас есть надежные специалисты и консультанты-коллекционеры. Известный исследователь творчества В. Кандинского М.П.Виктурина опубликовала результаты своей работы "К вопросу о живописной технике Кандинского" в известном каталоге выставки, проходившей в Русском музее в 1989 г. Техника Кандинского отличалась таким своеобразием и оригинальностью, что воспроизвести его практически невозможно. Художник писал свои небольшие картины на холстах, которые грунтовал сам, вручную, натянув на подрамник. При этом возникала волнообразная деформация нитей основы у кромок, что отчетливо видно на рентгенограммах. Мы уже писали о преимуществах отечественной технологической экспертизы (Антиквар, ноябрь 2000). Но, кроме основных форм экспертных исследований искусствоведы привлекают архивные материалы, которых за рубежом, естественно быть не может. И. Пронина (Третьяковская галерея) подняла огромный пласт рукописных материалов при исследовании работы П. Филонова "Симфония Шостаковича". Летом 1995 г., готовя этот шедевр к выставке, который, кстати, поступил из коллекции Костаки, сняли раму и обнаружили на узких полях картины цифровые записи, сделанные рукой Филонова. Расшифровка этих записей дала возможность новой датировки произведения. Пронина подчеркивает, что подтверждением авторства Филонова подчас может служить изучение архивных материалов. Фальсификаторы знают о склонности этого художника писать цифры на своих работах. И на рынке появилось произведение, якобы принадлежащее мастеру, с написанным по нижнему полю рядом цифр. Эти цифры являлись абсолютной абракадаброй, которую невозможно расшифровать. Филонов же записывал на полях своих произведений явления природы, которые его всегда живо интересовали. В процессе работы над "Симфонией Шостаковича" он записал дату лунного затмения. В российских музеях существуют эталонные произведения русского авангарда, которые в совокупности с огромным опытом и знаниями исследователей помогают выявлению подделок. И вполне осуществимо предложение В.Дудакова, высказанное им на конференции в Нижнем Новгороде, о создании Комитета по экспертизе русского авангарда при Министерстве культуры РФ. В Париже, например, работает Комитет Шагала, разрешающий спорные вопросы авторства этого мастера. Российский комитет мог бы стать мировым центром в этой области. В Москву стали бы привозить спорные вещи из Америки и Европы. Русский интеллектуальный потенциал может приносить реальные доходы. Также в рубрике: |