Эдвард Мунк на торгах Sotheby's
Мировой арт-рынок
Самая значительная из всех ранее продаваемых коллекций картин Эдварда Мунка (1863-1944) была представлена на аукционах Sotheby's 7 и 8 февраля, посвященных импрессионизму и современному искусству. Предлагаемые работы являются частью коллекции Томаса Ольсена, покровителя художника. Они не только отображают творческий путь Мунка, его юность в Кристиании, годы, проведенные в Германии, и последний период в Хвитстене, но и являются повествованием о гениальном живописце ХХ века.
Самый знаменитый норвежский художник родился в Лотене и учился в Осло. С 1880-х годов, находясь в Берлине, он начал работу над знаменитым циклом "Фриз жизни", отображающим воспоминания художника о его нерадостном детстве, омраченном смертью матери и сестры. "Автопортрет на двухцветном фоне", написанный в 1904 году, является изумительным примером безжалостного самопознания художника. При предварительной оценке в 3,5 млн долларов этот шедевр был продан за 6,3 млн долларов. Разрыв с Туллой Ларсен в 1902 году глубоко ранил Мунка, и на протяжении последующих лет он находился под влиянием случившегося.
В 1903 году он вновь оказывается в Париже, где знакомится с фовистами. Их работы произвели на него глубокое впечатление и в дальнейшем повлияли на его собственное творчество. Годом позже им было написано полотно "Летний день", самая выдающаяся из работ Мунка, выставляемая на торги, с тех пор как на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в 1996 году картина "Девушки на мосту" была приобретена за рекордную сумму в 7,7 млн долларов. Картина "Летний день", заказанная Максом Линде для детской комнаты в его доме в Любеке, продолжает тему знаменитого "Фриза жизни". Увидев готовую картину, Линде решил, что она не подходит для детской комнаты, и полотно осталось у Мунка. Ее предварительная стоимость в 4,3 - 6,1 млн долларов превзошла эти ожидания, и шедевр Мунка ушел за 11 млн долларов.
В 1933 году Гитлер отдал распоряжение составить отчет о немецком искусстве, в результате чего Мунк оказался в числе 112 художников, чьи работы были признаны "Entartete Kunst", т.е. "вырождающимся искусством". Более 16 000 работ, среди которых находились 82 полотна кисти Мунка, были изъяты из публичных коллекций в Германии. Пытаясь спасти свои работы, Мунк обратился за помощью к Томасу Ольсену, который, являясь покровителем и соседом художника в Хвитсене, финансово способствовал возвращению на родину многих полотен Мунка. И ныне благодетель Мунка, спасший его работы, выручил за них 29,5 млн долларов.