Шаг назад - два шага вперед
Российский антик-рынок
Прошедшие в июне масштабные Русские торги в Лондоне, где российское искусство высокого класса выставили на аукционы Сотбис, Кристис, МакДугалл и Буковский, привлекли невероятное число московских, питерских и киевских торговцев стариной и множество дилеров разных мастей. Антикварный Лондон собрал в июне огромные по российским масштабам деньги. Июньские торги и вкупе с ними апрельские аукционы в Нью-Йорке четко продемонстрировали одно из существенных направлений в нынешнем перемещении российских капиталов за рубежи родного Отечества. Что совершенно логично: потому, как и Стабфонд РФ уже давно "проживает" где-то далеко - то ли в США, то ли еще где-то.
Ввозится ли приобретенный за рубежом антиквариат в Россию? Сие - тайна великая. Громогласных публикаций о Русских торгах в Лондоне и Нью-Йорке в СМИ было огромное количество. А вот репортажей о возвращении в родные пенаты Репина или Сомова не доводилось ни читать, ни видеть. Вещи музейного и коллекционного уровней, если и появляются в России, то тайно скрываются за хорошо охраняемыми стенами особняков. Единичные произведения такого уровня изредка встречаются на Антикварных салонах в ЦДХ, а на открытом рынке появляются преимущественно интерьерные предметы: живопись средне-украшательного уровня, неплохой фарфор, бронза, серебро, стекло и различнейшие милые старинные вещицы. Такой антиквариат на Западе продается среднему классу. Российский его аналог - топменеджеры, управленцы и служащие банков, представители малого и среднего бизнеса - не имеют достаточного дохода, а главное, эти россияне в массе своей НЕ имеют развитого художественного вкуса. Почти четыре поколения граждан Советского Союза довольствовались развитым соцреализмом и архитектурой бараков и хрущоб. В антикварных магазинах обеих столиц, увы, граждане не толпятся. В них царит тишина и покой, редкий посетитель потревожит задумчивых девушек.
Но с другой стороны, в обеих российских столицах появились целые антикварные кварталы с роскошными витринами салонов и галерей, где выставлены изысканные старинные вещи. Но и здесь редкий покупатель тревожит тишину. Для гуляющей публики такие изобретательно убранные антик-пространства служат приятным отдыхом и развлечением. Реальные покупатели в таких салонах "накапливаются" годами упорного, кропотливого, вдумчивого труда антик-бизнесменов. Вкус к собирательству, а не накопительству - вкладыванию денег в дорогие вещи воспитывается годами. И сегодня на российском антикварном рынке - в его верхнем ценовом сегменте работают уже образованные антиквары, часто с университетским дипломом или даже с научной степенью, стажировкой-работой в Америке или Европе, с уже обязательным знанием английского, а то и еще некоторых других языков. В таких галереях собрана специальная литература, существуют обязательные сайты в Интернете. В этом сегменте антикварной торговли, как, впрочем, и в других ее направлениях крупные сделки совершаются приватно. И прежде чем антиквар реально получает деньги за свой необычный товар, он долго и доверительно обсуждает со своим клиентом достоинства вещи, мягко, но убедительно уговаривает его. Выбор всегда остается за покупателем.
Особенность текущего антикварного момента в том, что, с одной стороны, идет внутренний процесс накопления вещей музейного и коллекционного уровня, их "раскрутка" - атрибуция и экспертиза, позиционирование на выставках и в каталогах, и, с другой стороны, постоянная работа с потенциальным собирателем - его обязательно приглашают на вернисажи, ему дарятся каталоги для "домашней работы". "Инкубаторский" период потенциального российского коллекционера длится долго - человек ходит в музеи, посещает антикварные выставки и салоны, ездит в Европу и Америку, смотрит " другой" антикварный мир - одним словом, накапливает впечатления и... необходимые средства на покупку старины. Процесс пошел, рынок "вынашивает" своего клиента. Сегодня российские антикварные деньги "откатились" в Лондон, но наши "два шага вперед" будут сделаны в ближайшие годы.