Петренко Алексей Васильевич
Народный артист РСФСР (1988), лауреат Государственной премии. Награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998).
Родился 26 марта 1938 года на Украине, в селе Чемер Черниговской области. Работал кузнецом в Чернигове. Учился в Харьковском театральном училище, в мастерской Т.Ольховского. Окончил его в 1962 году. Работал в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса, Донецком русском драматическом театре, Театре им. Ленсовета, Театре на Малой Бронной, МХАТе, "Школе драматического искуства" под руководством Анатолия Васильева, "Школе современной пьесы".
Работает в кино с 1967 года, дебютировав в роли фарцовщика в картине "День солнца и дождя". Сыграл более сорока ролей. С 1994 года - актер киностудии им. Горького.
Вроде бы список вполне солидный, но если детальнее разбираться, по-настоящему ярких ролей предлагалось ему не так уж и много. Другое дело, что он мог превращать их в нечто подобное, большое.
Григорий Распутин в фильме "Агония" Элема Климова - со сути первая настоящая роль в кино, - это нечто бессознательное, накатившее на русское воображение, словно бы ожидавшее приближение этого большого и неясного чудовища, поглащающего на своем пути все. Природная необузданность персонажей, иной раз тихих на вид, но в которых бушуют невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром - вот идеальная материя для Петренко. Звериное нутро он умеет передать.
Ему предлагали, хоть и нечасто роли самодержцев - даже не по крови, по нутру. Это Петр Великий в картине Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", - самодурное, широкое начало. Петренко сделал это весело и хитро, с умом хитроватого русского мужика. Сыграл Сталина в картине "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным", не имея ни капли портретного сходства с ним от природы. Тут уж было не до юмора во всех смыслах.
Петренко называют великим, могучим, притихшим вулканом, глыбой.
Он - естественный, природный человек и простой. Просто устроен, как и положено нормальному человеку, не тратящему себя на всякую лабуду.
В последнее время он довольно много снимается, хотя и не мельтешит. После "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова и роли генерала Радлова (генерал - амплуа для Петренко) во всей широте его русской, широкой, словно Масленица, и удалой натуры, хмельной головушкой, влюбленного как-то по-детски в иностранную, диковинную женщину, настоящее чудо-юдо, последовала роль писателя в картине "Послушай, не идет ли дождь...", "Фортуна" Георгия Данелия, "Коллекционер" Юрия Грымова. С Владимиром Бортко сделан многосерийный "Идиот" по Достоевскому, где Петренко - опять генерал, теперь - Иволгин. Алексей Герман приглашал его на главную роль в картине "Хрусталев, машину!". Петренко отказался по щекотливым соображениям. Сыграл только эпизод в его давней картине "Двадцать дней без войны".
Петренко частенько поручают закадровый текст от автора. Уже сами названия этих неигровых картин о многом говорят: "Русская идея", "Время великих обманов".
|