Борис Юхананов, режиссер
В декабре 2004 года в Москве прошла мини-ретроспектива фильмов Бориса Юхананова, известного прежде всего своими театральными работами, организованная киноклубом "Сине Фантом". Но в данном случае он позиционировался, как основатель параллельного кино, никогда не работавший в кино. Предпочтения режиссера обозначены так: "В качестве средств художественного выражения предпочитает кинематографу театр и видео". Собственно, видеоработы и составили вышеназванную ретроспективу.
Борис Юхананов родился в 1957 году в Москве. Окончил Воронежский театральный институт и ГИТИС, где обучался в мастерской Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. В 1984 году создал независимую театральную труппу "Театр-Театр". Тогда же приступил к первым опытам с видеокамерой в руках. Написал ряд статей о так называемом "Медленном видео", позволяющем режиссеру обладать особой властью над запечатляемой им реальностью. В 1986 году Борис Юхананов снял фильм "Особняк", потом - "Игра в ХО" и "Сумасшедший принц Фасбиндер". Далее последовали "Гамлет" 1988 года, "Сумасшедший принц Японец", "Крылья", "Сумасшедший принц Годар". Все они стали частью видеопроекта Юхананова, который сам он называет глобальным, - "Роман в 1000 кассет".
В 1988 году Борис Юхананов организовал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР) и которую сам режиссер называет личным культуртрегерским проектом. Там он вырастил новое поколение "параллельщиков" в лице Александра Дурерайна, Ольги Столповской, Дмитрия Троицкого, Олега Хайбуллина и других.
На базе МИРа Юхананов работал над театральным проектом "Сад", развивая идею по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки. В 90-е годы он осуществил видеотеатральный проект "Дауны комментируют мир" с привлечением страдающих синдромом Дауна.
В настоящее время Борис Юхананов увлечен "ангелической режиссурой", показывает свой спектакль на сцене Школы драматического искусства Анатолия Васильева. Он работает в экспериментальной мастерской по изучению посредством театрального искусства священных текстов Торы.
|