Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстНе объясняйте нам без нуждыВЫСТАВКАЕвг. ВАСИЛЬЕВ Этих художников представлять не надо. Они достаточно известны по выставкам, в том числе и персональным. Это - Любовь Жуховичер, Игорь Камянов, Надежда Крестинина, Валентина Кузнецова, Константин Сутягин, Александр Шевченко. Но в таком составе они собираются впервые под гостеприимной крышей Центрального дома художника. Истинным украшением экспозиции стала великолепная керамика единственного здесь скульптора из Уфы Валентины Кузнецовой. Она не раз показывала свое искусство в столице. Ее пластика естественно вошла в живописный облик выставки, в ее эмоциональный и смысловой строй. Мое же замечание, а точнее, не бесспорное, наверное, впечатление от выставки относится не к творчеству ее участников, а к рекламному представлению его посетителям. Выставка начинается с несколько претенциозного названия: "Что хотел сказать художник". Именно так обычно спрашивает зритель, глядя на современную живопись. Но она не требует объяснений, язык лучших произведений мирового искусства понятен всем. Ломать голову над их смыслом не приходится. Будь то Дионисий или Рембрандт, Репин или Пикассо. Загадочная улыбка Джоконды вот уже несколько веков покоряет, гипнотизирует, будоражит воображение. И это - главное. Кто же изображен на картине - некая прелестная незнакомка или конкретный персонаж, - пусть докапываются специалисты. Общеизвестно также, что подчас зрители по-своему воспринимают живопись, находят в ней нечто совершенно иное, чем хотел сказать автор. Происходит совершенно нормальный процесс постижения искусства. И, как ни парадоксально, но зрители во многом оказываются правы. Художнику приходится с ними считаться либо настаивать на том, что они ничего не понимают в его творчестве. Вероятно, со зрительским мнением и не хотят согласиться авторы работ на выставке. Им хочется, чтобы "грядущие исследователи не бились над толкованием картин, а будущие посетители музеев знали точно, из первых рук, что хотел сказать художник". Поэтому в буклете, в некоторых этикетках к картинам художники дали порой шутливые, ироничные пояснительные тексты, даже с соответствующими подготовительными рисунками, относящиеся в основном не к пониманию существа творчества, а к пояснению сюжетов, к изображенному факту. Но всегда ли полезно и разумно обнажать "кухню" художественного процесса? В излишне детальном объяснении, как делается картина, подчас исчезает, быть может, наиболее привлекательная особенность искусства - неожиданность собственного зрительского открытия, таинство творчества. Художник должен убеждать (опять-таки мысль не новая) кистью, а не словами, пусть самыми изощренными. Объяснение его труда - удел искусствоведов. Можно было бы не обращать внимания на подобные мелочи, если бы они не приобрели в последнее время столь навязчивый характер. Также в рубрике:
|