Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноГамлет, ставший Дедом МорозомДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАНГалина КУЛИЧКИНА Пермская независимая киностудия "Новый курс" отметила свой десятилетний юбилей. За это время на студии было снято пять игровых и двадцать документальных фильмов. Неигровое кино Павла Печенкина было представлено на многих международных кинофестивалях и получило семь призов МФК - в Локарно, Тампере, Лондоне, Сан-Себастьяне, Дьере, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Пермское неигровое кино видели зрители Финляндии, Венгрии, Великобритании, США. Наиболее прославленные картины Павла Печенкина - "Про Олю в неволе", "Человек, который запряг Идею", "История Тюрина, художника и жертвы". Десятилетний юбилей был отмечен премьерой фильма "Картины из жизни провинциального комика". Авторы сценария - Павел Печенкин, Лев Катаев, режиссер - Павел Печенкин (при участии Льва Катаева), операторы - Сергей Лепихин, Константин Шитов, музыка - Валерия Грунева. Два притопа, три прихлопа, поворот. Танцует у елки Дед Мороз. Кружитесь, дети, веселей! Деду Морозу надо закончить елку побыстрее. С елки - на спектакль. Из одного троллейбуса - в другой. Так было вчера, так будет завтра. И послезавтра. Когда этот замотанный своим зимним марафоном человек садится перед режиссером любительского театра с раскрытым томиком Шекспира, тот, скрывая за юмором раздражение, по-театральному показушно кричит: "Так когда же, когда мы будем репетировать Гамлета?!" В центре фильма - рассказ про парня из нашего города. Про Валерия Серегина, актера пермского Тюза, заслуженного артиста России. Неигровое кино - искусство не менее сложное, чем игровое. Здесь существует масса проблем, которых нет у "игровиков". Ведь герой не вымышленный, ему после фильма с нами жить. Павел Печенкин этику всегда соблюдает и работает, как мастер-ювелир. Всего на несколько минут задерживается "глаз" оператора в студии радио "Максимум", где журналисты беседуют с Морозом - Серегиным, и тут же точно и резко, как ножом по пальцу, возникает болевая тема фильма. Провинциальный актер растрачивает свой талант на мелочи жизни. Ни роли, сыгранные в Тюзе, ни репетиции Гамлета, а дежурный Дед Мороз становится в глазах публики его визитной карточкой. Павел Печенкин приглашает нас всмотреться в происходящее, войти в ауру созданного на экране мира. И мы словно заново видим зимние улицы Перми, холодные, пустынные берега Камы, напоминающие царство Снежной королевы. Спешат по своим делам хмурые, замкнутые люди. Один из них - наш герой. В руках баулы, как у "челнока". И только грустная протяжная мелодия, которую выводит баян, будто напоминание, что есть где-то в этой леденящей зоне талант и душа человеческая. Впрочем, внутренний мир Валерия Серегина для зрителя так и остался закрытым, если говорить о прямом его выражении - через слова. Режиссеры, казалось бы, и пытаются вызвать Валерия на откровенность. Делается это осторожно, ненастойчиво. Самые пронзительные минуты фильма связаны с монологами жены Валерия -больной женщины, которая вот уже шесть лет не выходит из дома. Ей некуда спешить. Есть время многое обдумать. Искренне и просто она ведет свое страшное повествование о том, что жизнь не удалась и троих детей она родила зря. При этом она не осуждает мужа, совсем нет. В ее словах нет позы, ей веришь безоговорочно и вдруг остро ощущаешь почти христианскую самоотверженность ее любви к ближнему. И фильм наполняется таким глубоким драматизмом, и тоска сдавливает горло. Зрительские чувства угадывает скрипка, ее заэкранный голос, нежный, щемящий, вбирает в себя чужую боль и слезы. Скрипка словно страдает о несбывшемся, о чем-то навсегда утраченном. Ей вторит баян. А в кадре вновь холодная, почти мертвая зона - сугробы, громада безликой многоэтажки, пустой двор. Фильм не только об актере Серегине. В его судьбе отражаются судьбы многих провинциальных талантов, которых современная ситуация выталкивает из искусства. У каждого свой зимний марафон. Но общая опасность: растратить, разменять дарованные Богом способности. Впору отчаяться. Но для Павла Печенкина принципиальным, по-моему, был выбор в герои фильма именно комика - народного любимца, сохраняющего маску весельчака в любых обстоятельствах. И роль Деда Мороза - если уж именно она уготована судьбой как главная - народом очень любима. Также в рубрике:
|