Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Гамлет, ставший Дедом Морозом

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

Галина КУЛИЧКИНА


Пермская независимая киностудия "Новый курс" отметила свой десятилетний юбилей. За это время на студии было снято пять игровых и двадцать документальных фильмов. Неигровое кино Павла Печенкина было представлено на многих международных кинофестивалях и получило семь призов МФК - в Локарно, Тампере, Лондоне, Сан-Себастьяне, Дьере, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Пермское неигровое кино видели зрители Финляндии, Венгрии, Великобритании, США. Наиболее прославленные картины Павла Печенкина - "Про Олю в неволе", "Человек, который запряг Идею", "История Тюрина, художника и жертвы".

Десятилетний юбилей был отмечен премьерой фильма "Картины из жизни провинциального комика". Авторы сценария - Павел Печенкин, Лев Катаев, режиссер - Павел Печенкин (при участии Льва Катаева), операторы - Сергей Лепихин, Константин Шитов, музыка - Валерия Грунева.

Два притопа, три прихлопа, поворот. Танцует у елки Дед Мороз. Кружитесь, дети, веселей! Деду Морозу надо закончить елку побыстрее. С елки - на спектакль. Из одного троллейбуса - в другой. Так было вчера, так будет завтра. И послезавтра. Когда этот замотанный своим зимним марафоном человек садится перед режиссером любительского театра с раскрытым томиком Шекспира, тот, скрывая за юмором раздражение, по-театральному показушно кричит: "Так когда же, когда мы будем репетировать Гамлета?!"

В центре фильма - рассказ про парня из нашего города. Про Валерия Серегина, актера пермского Тюза, заслуженного артиста России.

Неигровое кино - искусство не менее сложное, чем игровое. Здесь существует масса проблем, которых нет у "игровиков". Ведь герой не вымышленный, ему после фильма с нами жить.

Павел Печенкин этику всегда соблюдает и работает, как мастер-ювелир. Всего на несколько минут задерживается "глаз" оператора в студии радио "Максимум", где журналисты беседуют с Морозом - Серегиным, и тут же точно и резко, как ножом по пальцу, возникает болевая тема фильма. Провинциальный актер растрачивает свой талант на мелочи жизни. Ни роли, сыгранные в Тюзе, ни репетиции Гамлета, а дежурный Дед Мороз становится в глазах публики его визитной карточкой.

Павел Печенкин приглашает нас всмотреться в происходящее, войти в ауру созданного на экране мира. И мы словно заново видим зимние улицы Перми, холодные, пустынные берега Камы, напоминающие царство Снежной королевы. Спешат по своим делам хмурые, замкнутые люди. Один из них - наш герой. В руках баулы, как у "челнока". И только грустная протяжная мелодия, которую выводит баян, будто напоминание, что есть где-то в этой леденящей зоне талант и душа человеческая.

Впрочем, внутренний мир Валерия Серегина для зрителя так и остался закрытым, если говорить о прямом его выражении - через слова. Режиссеры, казалось бы, и пытаются вызвать Валерия на откровенность. Делается это осторожно, ненастойчиво. Самые пронзительные минуты фильма связаны с монологами жены Валерия -больной женщины, которая вот уже шесть лет не выходит из дома. Ей некуда спешить. Есть время многое обдумать. Искренне и просто она ведет свое страшное повествование о том, что жизнь не удалась и троих детей она родила зря. При этом она не осуждает мужа, совсем нет. В ее словах нет позы, ей веришь безоговорочно и вдруг остро ощущаешь почти христианскую самоотверженность ее любви к ближнему. И фильм наполняется таким глубоким драматизмом, и тоска сдавливает горло. Зрительские чувства угадывает скрипка, ее заэкранный голос, нежный, щемящий, вбирает в себя чужую боль и слезы. Скрипка словно страдает о несбывшемся, о чем-то навсегда утраченном. Ей вторит баян. А в кадре вновь холодная, почти мертвая зона - сугробы, громада безликой многоэтажки, пустой двор.

Фильм не только об актере Серегине. В его судьбе отражаются судьбы многих провинциальных талантов, которых современная ситуация выталкивает из искусства. У каждого свой зимний марафон. Но общая опасность: растратить, разменять дарованные Богом способности.

Впору отчаяться. Но для Павла Печенкина принципиальным, по-моему, был выбор в герои фильма именно комика - народного любимца, сохраняющего маску весельчака в любых обстоятельствах. И роль Деда Мороза - если уж именно она уготована судьбой как главная - народом очень любима.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;