Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7109) 18 - 24 декабря 1997г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинциальные хроникиДо и после черты оседлостиНИЖНИЙ НОВГОРОДЕлена ЧЕРНОВА Наконец российская провинция увидела выставку, о которой только читала в прессе, - "Черта оседлости: до и после". Под рубрикой "Просвещение против предрассудков" ее представляют в городах России Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, министерство иностранных дел Нидерландов, Европейский комитет реформаторской церкви Нидерландов, Фонд помощи протестантских церквей в Швейцарии, Комитет войны и мира реформаторских церквей Нидерландов. Продуманная голландскими историками и полностью смонтированная в Голландии выставка после показа в странах Европы и в обеих российских столицах передана в дар России и стала собственностью Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. Выставка уникальна - и по количеству и качеству представленного материала, и по той благородно-сдержанной интонации, которую сохраняют на протяжении всей экспозиции ее создатели. Да и потому, что идея этой выставки принадлежит не какой-либо еврейской организации (что было бы понятно и, наверное, проще для восприятия), а христианской протестантской церкви на Западе, видимо, остро ощущающей необходимость такого общественного жеста. Названия глав экспозиции говорят сами за себя: "Средние века. Иудаизм и еврейский народ", "Восприятие евреев христианами", "Формы дискриминации", "Ростовщичество", "Евреи в Советском Союзе", "Нацизм и Холокост". Только факты, без комментариев. Например, такой: "Хотя Понтий Пилат, пославший Христа на смерть, был римским прокуратором, художник, иллюстрировавший в XIII веке эту бельгийскую псалтирь, изобразил его в образе еврея в момент "умывания рук" после вынесения приговора". И - иллюстрация: Льежская псалтирь XIII века. Рядом - традиционные для того времени аллегорические изображения синагоги в виде женщины с повязкой на глазах. И Иуды - в средневековой(!) еврейской одежде и головном уборе. Рядом - еще более странные картинки: средневековые изображения ритуальных убийств, которые якобы составляют основу еврейской религии, осквернения евреями христианских Святых Даров... Текст по-прежнему лаконичен: "Именно миф о ритуальных убийствах, как самый живучий и жестокий, был взят на вооружение проповедниками антисемитских настроений. Он как нельзя более способствовал распространению слухов о бесовской нечеловеческой природе евреев, подстрекал христиан к кровавому возмездию". В каких формах воплощалось это трагическое противоречие? Ответ на этот вопрос дает панорама исторических свидетельств, представленная на выставке. Здесь мы увидели и запечатленное еще в манускриптах XIII века сожжение Талмуда 1239 года по приказу папы Григория, и горящих в адском котле евреев в их традиционных шапочках. И римское гетто, история которого восходит к 1555 году. И эти жизненные "опознавательные знаки" на одежде, придуманные, оказывается, не нацистами, а гораздо, гораздо раньше - в человеколюбивой христианской Европе... Только факт, только история: задумайся. Один из нижегородцев записал в книгу отзывов: "Надо в печати широко, часто и настойчиво объяснять элементарную правду о еврейском народе. Все народы имеют свои плюсы и минусы. Но вранье, очерняющее народ, должно опровергаться с той же активностью, с какой действуют антисемиты в своих газетах". Также в рубрике:
|