Большая Ма вернулась королевой-матерью
БЕНЕФИС
Лариса ДАВТЯН
Одной из премьер юбилейного сезона в Театре имени Маяковского стала комедия итальянского драматурга Манлио Сантанелли "Королева-мать" (перевод Тамары Скуй). Постановку этой ранее не игравшейся у нас пьесы осуществил режиссер Алексей Литвин, художник Елена Дизенгоф, композитор Алексей Шелыгин.
Понятно, сколь значима для режиссера возможность познакомить публику с новой пьесой. В этом смысле "Королева-мать" - добротная вещь, комедия на двоих с трагическим финалом. Не претендуя на драматургическую новизну, пьеса эта предлагает целый каскад актерских соло, дуэтов, метаморфоз и столкновений. А "царствовать" в своем спектакле режиссер пригласил прославленную актрису театра Татьяну Карпову, помня о ее Большой Ма из "Кошки на раскаленной крыше".
Героиней Т.Карповой внешне правит каприз - от детского упрямства до старческой строптивости, оставаясь по сути естественным капризом Женщины. И обидно ей за своего пятидесятилетнего сына Альфредо, что в нем нет игры, вкуса к жизни. Но нет нужды задумываться о том, что это она вселила в него комплекс неудачника, вечно умаляя его достоинства сравнениями с покойным отцом. Хотя он прекрасно понимает, что отец в глазах матери стал идеальным мужчиной только после своей смерти. И Альфредо в исполнении Сергея Петрова терпеливо поддерживает эту иллюзию, покуда не настанет момент выплеснуть в глаза матери правду. Разрушая комедийные рамки спектакля, С.Петров доводит своего героя до осмысления трагизма собственной жизни. А королева-мать, быть может, только и провоцировала его на этот взрыв, на это сопротивление. Но даже равнодостойной себе мужской силы она так и не дождалась от сына... Как, впрочем, прежде и от его отца.