Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНегромкая, но своя строкаНАСЛЕДИЕЕвграф КОНЧИН Судьбы Александра Мирошхина и Антонины Сологуб во многом схожи. Они примерно одного возраста: первый родился в Самаре в 1909 году, вторая - в Ташкенте в 1907 году. У обоих склонность к рисованию проявилась рано, в детстве они занимались в изокружках. Но стране требовались специалисты на экономическом поприще, поэтому Мирошхин оканчивает Институт народного хозяйства имени Г.В.Плеханова, Сологуб - Московский финансово-экономический институт. Но им суждено стать художниками - и они ими стали. После многих трудностей они все же пришли в Московский художественный институт. Им повезло и на отличных наставников: у Мирошхина был Игорь Грабарь, у Сологуб - Сергей Герасимов. Дальше - напряженный труд. Александр Мирошхин умер в 1988 году, Антонина Сологуб - в 1997 году. Посмертная выставка их произведений состоялась в Центральном доме художника. Живописцы они разные. Общее у них - обращение к человеку и человеческому бытию, высокий профессионализм, овладение национальными реалистическими традициями, неприятие всякого рода поверхностных новаций и крикливого дилетантизма. Художники они, оговариваюсь, не первого ряда, поэтому многим посетителям их имена незнакомы. Свое сложное, славное и трагическое время они отобразили, быть может, не так могуче, как, например, Александр Дейнека или Юрий Пименов, но в меру дарования искренне и честно. Они вписали пусть негромкую, но свою строчку в историю изобразительного искусства тридцатых - шестидесятых годов. К сожалению, выставка не ретроспективная, многие периоды творчества художников на ней не представлены. Показаны акварели Мирошхина и картины Сологуб лишь шестидесятых - семидесятых годов. Акварели Александра Яковлевича, в основном посвященные природе Крыма, Черному морю и рыболовецкому порту, обладают яркой индивидуальностью. Они легко узнаваемы - по крупным красочным мазкам, резко, порой экспрессивно очерченной форме, по контрастности световых и цветовых пятен. Работы жизнеутверждающи, праздничны. Главными героями живописи Антонины Ивановны являются люди мужественных профессий: пограничники, водолазы, моряки. Скажем, темы не женские. Но картины исполнены крепкой, сильной "мужской" рукой. Сологуб умела писать милые, мягкие, очаровательные пейзажи и натюрморты. Особенно - цветы. Уж здесь ее женское мироощущение проявилось в полной мере. Словом, художники оставили прекрасное наследие, которое многим доставляет и будет, уверен, доставлять радость и удовольствие. Выставка организована московским Союзом художников. Хотя устраивать подобные экспозиции в наше время стало делом нелегким. В финансовом да и в организационном отношении. Поэтому не возродить ли комиссии по творческому наследию, которые существовали в МОСХе и Союзе художников России? Они помогали бы не только в создании подобных выставок, но и заботились бы вообще о сохранении работ умерших мастеров. Правда, работы Мирошхина и Сологуб находятся у наследников, они и передали акварели и картины на выставку. Более того, сорок холстов Антонины Ивановны подарены Можайскому музею - лучшего места для их сбережения не найдешь. Однако нередко после смерти художника, особенно одинокого человека, его работы остаются бесхозными. Они либо теряются, погибают, либо, что происходит чаще всего, становятся легкой наживой мошенников. Ведь каких-либо четких, зафиксированных в государственных документах правовых гарантий о судьбе творческого наследия, имеющего, конечно, важное значение для отечественной культуры, по- моему, не существует. Мне рассказали, например, что пожилая вдова известного и заслуженного живописца несколько лет стучится в разные официальные двери с просьбой помочь сберечь картины мужа. Достучаться не может. Правда, появляются у нее какие-то темные личности, якобы "охранительных" учреждений, забирают лучшие холсты и навсегда исчезают. Проблема сохранения творческого наследия остается сложной, непонятной и остроактуальной. Также в рубрике:
|