Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 2 (7210) 20 - 26 января 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Пикантность в кармане

Хворостовский и Аркадьев отметили юбилей

Лариса ДОЛГАЧЕВА
Фото Н.ЛОГИНОВОЙ


Но, разумеется, не в юбилее - десятилетие творческого союза - заключалась пикантность их совместного концерта в БЗК. И не в программе, поскольку и Малер Хворостовского (хотя и другой цикл) у меломанов на памяти, и с его Моцартом любопытствующие могли познакомиться на видеокассетах. Пикантность традиционно обеспечивала харизматическая личность певца, притягательная даже теперь, когда его голос теряет в красоте, делаясь все суше и жестче, плюс явление нового дирижера по имени Михаил Аркадьев. Аккомпаниатора Хворостовского, попробовавшего себя уже и в педагогике, и в сольном концертировании, и в сочинительстве (как музыки, так и музыкально-философских трактатов), ныне неудержимо влечет к оркестру. Оперному - по всему. Он уже продирижировал в Риме "Электрой", в московском "Геликоне" - "Кармен", теперь вышел с филармоническим оркестром Юрия Симонова к публике Большого зала консерватории, избрав для демонстрации своих новых возможностей все тот же - оперный - материал.

Первый результат его опыта: никогда еще Дмитрий Хворостовский не казался таким интровертом, как сейчас, рядом со своим азартным (и в азарте несколько пережимающим по части внешнего рисунка "роли") партнером. Аркадьев выплескивал энергию - Хворостовский замуровывал свою железными доспехами. Аркадьев готов был говорить со всем миром - Хворостовский говорил все больше с собой... если только причиной тому не прозаическая нехватка выразительных средств, при которой наиболее удающаяся маска становится лицом. А именно в диапазоне от pp до mf, идеально подходящем для интимных монологов и публичного одиночества, Хворостовский король. Доходит дело до форте, то есть до апелляций к миру, к Богу - звук его приобретает натужность и беднеет. Прежде всего от этого пострадали малеровские "Песни об умерших детях", призванные стать выразительным центром программы и, конечно, ставшие им в силу трагедийной мощи Малера и классной вокальной культуры Хворостовского - самоценных. Но список оговорок при этом выйдет немал. К уже упомянутому изъяну певца прибавится и испытываемое им тесситурное неудобство ("Песни" ему низковаты), и непрописанность некоторых мест, и такая мелочь, как появившаяся привычка держать руку в кармане, и такая незадача, как проигрыш им по части интересности высказывания оркестру. Что здесь, увы, не комплимент, поскольку говорить о соревновательности в дуэте - значит удостоверить его неудачу.

А до удачи будет еще далеко. И путь к ней, пролегший через все итальянское отделение (куда вписался и Моцарт со своими "итальянскими" операми "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан"), будет усыпан как шипами, так и если не розами, то розовыми лепестками. В числе первых - дуэтная разбалансировка и отсутствие блеска в жуановской Арии с шампанским, в числе последних - Канцона из той же оперы, представившая обольстителя свежего типа, берущего не итальянской сладостью, а чайльд-гарольдизмом. Но консенсус во всем блеске явится лишь под самый занавес - когда, намучившись с эквилибром Россини (увертюра к "Сороке-воровке") и божественными гармониями Моцарта, оркестр вступит в раздольные воды леонкавалловских "Паяцев". И когда туда же нырнет высвободившийся из тугих камзолов Альмавивы и Жуана Хворостовский (жаль, платье Лепорелло он не прихватил с собой в Москву, что могло бы быть совершенной сенсацией, поскольку представить певца в этой басовой партии невозможно, но именно ее, как было сообщено со сцены, он сейчас и записывает, вкупе с заглавной, для канадской кинооперы)... Но к прологу из "Паяцев", ставших блистательным дуэтным финалом. Пролог оказался по силам и начинающему дирижеру, что неудивительно, и маститому солисту, что удивительно, поскольку такие крупнопомольные вещи в его репертуаре - вроде ветровки в гардеробе дэнди. Не к лицу. Но оказалось, он и в ней, по крайней мере минут на пять, - комильфо.

Разгоряченная публика ждала бисов, тем более что они ей были обещаны заранее. Но юбиляры ограничились романсом Чайковского "Средь шумного бала" (ради которого Михаил Аркадьев вернулся за рояль). Нет, все-таки Хворостовский родился лириком. Подожди, опера. Ему еще так много надо успеть сказать в камерном искусстве.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;