Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7211) 27 января - 2 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВоля к немецкомуовладела Московским центром искусств Ю.А. В московском Центре искусств на Неглинке открылась очередная изысканная экспозиция. Организована она при участии редакции журнала "Пинакотека" и называется "Воля к немецкому: Искусство Германии XV - XX веков в частных собраниях Москвы". Пусть это не прозвучит ересью, но выставки центра, как правило, интересны не столько представленными экспонатами, сколько эффектностью и стройностью концепций. В искусствоведческом просторечье это называют "проектами". Выражаясь более распространенно, имеется в виду, что не материал (то есть произведения живописи, графики или скульптуры) диктует структуру и содержание экспозиции, а наоборот. Изначально сформулированная, придуманная или (в лучшем и нашем случае) почерпнутая из интеллектуальной или исторической атмосферы идея определяет подбор экспонатов и мизансцены выставочного пространства. Широко распространенные во всем мире, подобные экспозиции только в отечественной практике занимают столь значительное место, что уже довольно трудно встретить что-нибудь другое. Объясняется это до невозможного просто: идей много, материала мало. Привезти сегодня в Москву монографическую выставку какого-нибудь классика изобразительного искусства крайне затруднительно. Даже из Петербурга, не говоря уже о более отдаленных рубежах. Поэтому за неимением гербовой... Но нет худа без добра: такого количества изобретательных и захватывающих концепций, какое порождают в единицу времени отечественные галерейщики, не может продуцировать сегодня ни один признанный в свободном мире художественный куратор. Фигаро, как известно, тоже тратил на одно только пропитание столько предприимчивости, сколько нужно для управления тремя державами. Искусство Германии в московских коллекциях - впрочем, тема, которой не занимались раньше по одному только недоразумению. О важности для русских художников немецкой культуры написано много. Менее исследовано проникновение этой культуры в российский быт. В подтексте выставки московского Центра искусств угадывается именно эта тема. Здесь важно, что картины немецких художников висят на стенах московских домов и в каком-то смысле влияют на их культурную ситуацию. Как и следовало ожидать, значительное место здесь занимает тиражная графика от Мастера Святого Эразма XV века до литографий Эрнста Барлаха 20-х годов века ушедшего. Есть на выставке настоящие шедевры: два живописных полотна XV века на библейские сюжеты - из коллекции А.Е. Перченко. Третий крупный раздел - картины художников рубежа веков: Либермана, Хофмана, Нольде, Кольвица. Работа известного далеко не всем специалистам художника-дадаиста Йозефа Браунера также неведомыми путями оказалась в одном из московских собраний. Выставка сделана как подготовительный материал для исследовательской работы, результаты которой, видимо, и представит журнал "Пинакотека" в своем специальном выпуске: "Россия - Германия: пространство жизни и искусства". Таким образом великий Мандельштам, писавший: "Мне хочется воздать немецкой речи за все, чем я обязан ей бессрочно", - обретет единомышленников среди наших современников. Также в рубрике:
|