Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7213) 10 - 16 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗамри, умри, воскресниКак подготовить себя к смерти человеку из советского прошлого ПОСЛЕДНИЙ ЧАСБеседу вела Нина РУСАКОВА Смерть не нуждается в информационном поводе. Она всегда внезапна. Никто, наверное, не сомневается, что рано или поздно все мы умрем. Что происходит с человеком в его последний час? Можно ли подготовиться к собственной смерти? Кто умирает легко, а кто - тяжело? На эти вопросы отвечает доктор психологических наук профессор МГУ Александр ТХОСТОВ. - Александр Шамилевич, вы работали в Онкологическом научном центре с умирающими больными. Объясните, почему мы боимся даже разговоров о смерти? - Дело в том, что мы живем в обществе, где смерть, старость, болезнь вытесняются из сознания. Нормальным человеком считается только двадцатилетний здоровый атлет. На него ориентированы и культура, и быт, и реклама. До недавнего времени у нас строили дома, где на лестничной клетке невозможно было развернуть гроб. Современный человек, если у него кто-то умирает, не знает, куда звонить, кого вызывать, что делать. Нам не приходит в голову составить завещание, если мы здоровы и еще не очень стары. Это своеобразная архаическая защита: если я о чем-то не буду говорить, думать, то этого и не случится. Такая страусиная позиция привела к тому, что люди оказались беспомощными перед диагнозом "рак". Все знают, что от него умирают, но мало где говорится, что с ним живут и пять, и десять, и пятнадцать лет. Что сейчас есть вполне приличные результаты лечения. В Америке, например, по телевизору выступают известные люди, рассказывают, что у них рак, и тем не менее они живут, работают, общаются. У нас, узнав роковой диагноз, человек впадает в оцепенение. Все дело в том, что, вытесняя смерть из сознания, мы утратили способы совладания со страхом небытия. Христианин, например, верит в загробную жизнь, и это дает ему силы не падать духом в последний час. Индус надеется на реинкарнацию, на то, что в следующей жизни он будет счастливее. Даже дикарь умеет справляться с этим страхом: он заклинает богов, приносит жертвы идолу. У нас же - только страх и отчаяние перед неизбежным концом. - Допустим, человек понял: он на пороге смерти. Что происходит с ним? - Сначала у него возникает раздражительная, злобная реакция. Появляется ощущение несправедливости происходящего: почему я? за что это мне? почему они будут жить, а я умру? Порой этот протест выражается в поступках: туберкулезные больные, например, зная, что они заразны, перестают соблюдать гигиенические правила. Потом эта фаза сменяется депрессией. И человек направляет свою агрессию не вовне, а на себя. Он целыми днями думает: "Вот если бы я не сделал этого, то не заболел бы. Ну почему я не обратился к врачам раньше?" И все это сопровождается тяжелейшими переживаниями. И, наконец, возникает некое примирение со смертью. Человек понимает, что все кончено, бесполезно на кого-либо злиться, что все это только отнимает силы, делает и без того тяжелое состояние невыносимым. Но не все доживают до этой стадии. - А от чего это зависит? - Прежде всего от характера. Если человек по натуре боец, он до последнего пытается что-то делать со своим состоянием. И порой происходят чудеса. Я на всю жизнь запомнил один случай. В больницу привезли женщину в очень тяжелом состоянии. В свое время она была прооперирована по поводу рака молочной железы, и теперь у нее возникли метастазы в кости. На успех лечения, разумеется, никто не рассчитывал. Единственное, что можно было сделать, - немного облегчить ее состояние. Но в беседе со мной она четко сказала: "Я не имею права умереть. У меня маленькая дочь. Я совершенно одинока - нет ни мужа, ни родственников. Если я умру, она окажется в детском доме. Сейчас ей двенадцать, мне надо дорастить ее хотя бы до семнадцати". И произошла совершенно фантастическая вещь: эта женщина действительно умерла только через пять лет. Если бы я сам не был свидетелем этого случая - ни за что бы не поверил. Но любой врач вам может рассказать похожую историю, они не так уж редки. Когда же человек занимает пассивную позицию по отношению к своей болезни - прогноз бывает хуже. Сейчас возникла новая область науки - психоиммунология. Ученые доказали: если у человека депрессия, защитные функции организма работают хуже и он скорее умирает. Я уже не говорю о том, как тяжело он проживает последние дни. - А бывает ли легкая смерть? Как поется в песне: "Если смерти, то мгновенной..."? - А почему вы думаете, что этот вариант - легкий? Это нам, окружающим, так кажется: вот человек только что ел яблоко, его настигла пуля, и он - мертв. Но мы же не знаем, что он чувствовал. Может, он испытывал такую боль, такие муки, что трудно даже представить. Да, все произошло быстро. Но опять же - для нас. А всем известно, что в минуты потрясений время меняет свои границы. И возможно, для того человека мгновения гибели показались вечностью. В то же время долгое умирание не всегда сопровождается физическими муками. Это относится в большей мере к пожилым людям - некоторые из них уходят в мир иной в полном сознании, буквально замерев на полуслове. - А чем можно помочь умирающему? Что, например, вы говорили людям, которые находились на пороге смерти? - Я не могу сказать, что есть определенная технология работы с умирающими. Но существует правило, которое я обнаружил на собственном опыте. Чтобы облегчить участь человека, надо проговорить с ним все его страхи, тревоги, опасения. Чего он больше всего боится? Что смерть принесет горе его близким, что он не сможет о них заботиться? Или что разрушатся его планы? Или беспокоит страх, что будет потом с его душой, телом? Пусть он расскажет все, что его мучает. Когда мы отмахиваемся от таких разговоров: "Да брось ты! Ты еще нас переживешь!" - мы не его, мы себя щадим. Человек чувствует, что мы бросаем его в тех проблемах, которые для него важны. И тогда путь от обиды, депрессии до примирения со смертью для него затягивается. А значит, затягиваются и душевные муки. Часто близкие не хотят говорить на эти темы, потому что не знают, что сказать. Да ничего особенно говорить не надо - просто постарайтесь спокойно, сочувственно, доброжелательно выслушать. - А стоит ли сообщать человеку, что он скоро умрет, если он не знает этого или не верит? - Тут трудно дать определенный совет, ведь все люди разные. Если человек не настаивает, чтобы ему сказали правду, если он хочет пребывать в неизвестности, что ж, это его право. Но если при этом он отказывается от лечения, от обследований, - лучше все объяснить. - Больные люди часто бывают капризными, не в меру требовательными. Как вести себя в таких случаях? - Когда у человека нет способа справиться с тяжелой ситуацией, у него часто происходит психологический регресс - переход на более инфантильный уровень. Он превращается в ребенка, начинает капризничать, требовать заботы, внимания. Это тоже форма защиты: он хочет убежать от того ужаса, который рисует его воображение. И тут окружающим надо проявить не только понимание, терпимость, но и здравое, прагматичное отношение: "Да, врачи сказали, что осталось полгода. И что, все это время ты собираешься рыдать? Если уж так сложилось, надо хоть эти месяцы прожить достойно. Да, это страшно, но надо что-то делать: правильно лечиться, соблюдать режим, сохранять нормальное настроение. Ты не можешь заниматься своей прежней работой. Но ты - это не только твоя карьера, ты - это ты. Тебе трудно выполнять прежние обязанности по дому, общаться с друзьями, как раньше, куда-то ходить. Но ты можешь наконец прочитать те книги, которые откладывались на "потом". Порой именно перед смертью человек становится таким, каким всегда хотел быть: он может себе позволить не делать то, что всегда не любил; у него устанавливаются более глубокие отношения с близкими - теперь не имеет смысла скрывать свои чувства, он начинает больше ценить жизнь, все ее проявления. - Интересно, а существуют ли люди, которые смерти не боятся? Альпинисты, спасатели, наемники - порой кажется, они ищут встречи с ней... - Эти люди как раз стремятся не столько к смерти, сколько к жизни. Авантюризм, риск, постоянное чувство опасности просто обостряют их вкус к существованию. Но я видел людей, которые действительно относились к завершению своей жизни спокойно и разумно. Они понимали, что все сделали, все испытали и теперь могут спокойно уйти. - Что же их поддерживало? - Ощущение, что прошедшая жизнь имела смысл, что она состоялась. Если человек жил настоящим, если понимал, что все происходящее сейчас никогда больше не повторится, он спокойнее примиряется с конечностью своего существования. Казалось бы, парадокс: чем ярче и осмысленнее была жизнь, тем легче с ней расставаться. Но это действительно так. - А те, кто тяготился своим существованием, скучал? Разве они не с радостью расстаются с опостылевшей им жизнью? - Вот эти люди умирают тяжело. Самая частая жалоба, которую я слышал, это: "Я еще нормально и не жил". Человек всегда чего-то боялся, делал не то, что хотел, общался не с теми, кого любил. Он верил, что настоящая жизнь начнется потом, а пока он устроит ее так, вчерне. И тут выясняется, что все уже поздно. Самые тяжелые переживания бывают у тех людей, у которых не сформировалась ответственность за свою судьбу. - Как же подготовить себя к смерти? - Древние говорили: "Помни о смерти". Действительно, чтобы совладать со страхом небытия, надо помнить, что наше существование конечно. Не думайте, что мысль об этом отравит вам сегодняшний день. Наоборот, жизнь в отсутствие смерти лишена вкуса и цвета. А если каждый день вами будет прожит как последний, то не так обидно будет и умирать. Также в рубрике:
|