Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7214) 17 - 23 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПроверяй, но доверяйСчетная палата обследовала Министерство науки и технологий ТОЧКА ЗРЕНИЯМихаил АЛФИМОВ В статьях о российской науке, которые появляются в прессе в последние годы, ведущей темой является нехватка финансовых ресурсов. Может показаться, что это единственная проблема, решение которой автоматически снимет все остальные. Несомненно, стабильное и достаточное финансирование - одна из ключевых проблем науки. Сегодня, после десятилетнего периода потерь и попыток приспособления к реальности, стало очевидно, что даже обильный "золотой дождь" не решил бы всех вопросов, стоящих перед российской наукой. И посему следует двигаться по пути рационального приложения и расходования выделяемых на науку госсредств и поиска внебюджетных источников финансирования научных исследований. Что, собственно, и происходит на деле. Мировой опыт показывает, что наука и технологии обладают практически неограниченным потенциалом потребления ресурсов, поэтому государство и частный сектор формируют вполне ограниченные цели и под них выделяют ресурсы. И эта точка отсчета, задаваемая государством, ориентирует и организует всех игроков на поле науки. Министерство науки и технологий и есть то ведомство, которое от имени государства выстраивает научно-техническую политику России. В статье Иосифа Гальперина обсуждается та часть деятельности Миннауки, которая связана с реализацией конкретных механизмов финансирования. На основании только этой - не основной - части делаются, на мой взгляд, абсолютно неверные выводы о всей деятельности ведомства. Толкование фактов проверки и выводы, которые сделаны в статье, вызвали у меня желание высказать свои комментарии к проблеме. Сфера науки на рубеже столетий является одной из ключевых, определяющих лицо страны. От того, какими будут научно-техническая политика и инфраструктура науки, как будут взаимодействовать все участники реализации научно-технической политики, то есть какой будет законодательная база и сколь подготовленными будут менеджеры науки, зависит и ближайшее, и далекое будущее России. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на огромные потери, несмотря на то, что отечественная наука находится в тяжелом состоянии, прошедшие годы даром не прошли. Многое сделано, и самое главное - мы многому научились. Давайте вспомним, с чего все начиналось - с отрицания существующей инфрастуктуры науки и желания построить всю инфраструктуру с нуля. Практически к этому и сводились первые идеи, касающиеся научно-технической политики. Однако этот период, к счастью, был короток, и Министерство постепенно стало государственным инструментом формирования и реализации научно-технической политики. Его эффективность определяет успех в тех сферах, где функционируют все министерства и ведомства, все виды бизнеса. Миннауки, по существу, устанавливает научно-технические цели государства по всему полю промышленности, от имени государства оно организует исследования в сфере фундаментальной и прикладной науки и обязано обеспечивать эффективное практическое применение полученных результатов. Этот инструмент - многофункциональный, и это главная его особенность. Остановлюсь на некоторых его функциях и попытаюсь объяснить, как они формировались в новой России и в каком направлении они должны развиваться в ближайшем будущем. Давайте только не забывать, что страна в течение 10 лет находилась и находится сегодня в условиях трансформации политических и экономических основ, и поэтому формировать научно-техническую политику, реализовывать ее чрезвычайно трудно, поэтому эффективность принятых решений может быть не столь высока, как нам хотелось бы. И тем не менее многое сделано. Приняты документы, концентрирующие основные принципы научно-технической политики: Доктрина науки, Концепция реформирования науки и ряд других. Миннауки удалось организовать широкое обсуждение этих документов в обществе. В нем приняли участие не только научные ведомства, но и многие общественные организации. Другая функция Миннауки - это формирование институциональной структуры науки, которая и должна реализовывать научно-техническую политику. В этой сфере позиция Миннауки позволила сохранить зарекомендовавшие себя в прошлом структуры фундаментальной науки - госакадемии, и создать принципиально новые - государственные фонды. Эта система состоит из двух типов институтов, работающих на разных принципах. Нацеленные на решение задач фундаментальной науки, они сегодня демонстрируют высокую эффективность. И это важнейшее завоевание десятилетия. На фоне исчезновения многих отраслевых институтов и перехода оставшихся под крышу Минэкономики инициатива Миннауки по созданию на базе головных отраслевых институтов промышленности государственных научных центров выглядит весьма достойно. Именно это решение позволило сохранить на поле прикладной науки дееспособную инфраструктуру. Государство активно передает функции выбора объекта финансирования от министерства другим структурам - академиям, фондам. При этом за министерством остается функция координации. И это верная, на мой взгляд, тенденция. В то же время возросла роль Миннауки при формулировании целей, на которые должны быть направлены исследования, - критические технологии, проведение прогнозных исследований и т.д. Определенные критические технологии сегодня правильно отражают и потребности, и возможности России. Министерство действует с опорой на научное сообщество, широко используя дискуссии по основным проблемам - на семинарах, научно-технических советах. Важнейшая функция министерства - выдвижение законодательных инициатив в сфере науки. Законы о науке, наукоградах, об эффективном использовании интеллектуальной собственности и т.д - все эти документы разрабатывались при активном участии Миннауки. Несколько лет назад стало ясно, что в новой России нет инфраструктуры, позволяющей переносить знания в производство. Отсутствовала национальная инновационная система. И Миннауки приступило к ее формированию, к созданию сети научно-инновационных центров, федеральных научно-промышленных центров и т.д. Совсем недавно Миннауки подготовило концепцию венчурного финансирования, создало первый Государственный венчурный фонд. Очевидно, что шаг за шагом строится полноценная система инфраструктуры науки со всеми необходимыми ее элементами. Конечно, многие вопросы не решены. Но главные свои задачи министерство уже реализует: формирует научно-техническую политику государства, развивает инфраструктуру науки, поддерживает существующую инфраструктуру, способствует ее адаптации к нынешним условиям, координирует деятельность всех субъектов российской науки. Следует отметить системный подход министерства в решении проблем, а также последовательность и настойчивость в проведении своей политики. Под давлением Миннауки фонды довольно активно стали координировать свою деятельность. Можно сказать, что именно благодаря ясной политике Миннауки Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) принял ряд решений по созданию своей системы продвижения результатов научных исследований в сферу производства. Это пример того, как федеральное ведомство, не давая конкретных указаний, побуждает действовать в определенном направлении. Мне кажется, что значение министерства как держателя научных целей государства и координирующего идейного центра будет возрастать. И это потребует усиления активности министерства в сфере прогнозирования, оперативного анализа результатов, поиска схем менеджмента, повышающих эффективность вложения госсредств. Полагаю, что эти задачи потребуют и модернизации методов работы министерства, и привлечения новых специалистов, и более активного привлечения партнеров со стороны госакадемий, фондов. Но это уже дело будущего, и, я полагаю, недалекого. Также в рубрике:
|