Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7214) 17 - 23 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРусский Бобур на Крымской набережной20 лет Центральному дому художника Надежда НАЗАРЕВСКАЯ Центральный дом художника отмечает свое 20-летие. За это время проведено 3235 выставок и показано творчество 69 500 художников. В доме на Крымском валу 27 залов, общая площадь 9 000 кв. м. В его фондах хранятся живопись, скульптура и графика всего исторического периода советского и постсоветского искусства - более 46 тысяч единиц хранения. В Москве, как и в Париже, есть свой национальный центр современного искусства. Но в отличие от Центра Помпиду, который устремился ввысь, наш ЦДХ распластался вдоль Москвы-реки. Ее набережная уже плотно обжита арт-базаром, а парковая зона вокруг дома стала местом экспозиции отечественной скульптуры. Иностранцы забредают сюда поглазеть на наших ниспровергнутых идолов - Ленина, Сталина, Дзержинского, Калинина и прочая, и прочая. Приглядывает за всем этим хозяйством - почти что символически - гигантский Петр Первый. С открытием Третьяковской галереей отдела искусства ХХ века, расположенного в правом крыле этого здания, весь комплекс дома стал настоящим Вавилоном живописи, ваяния, но, увы, не зодчества. С архитектурой нашему дому не повезло. Но мы привыкли к его стеклобетонному уродству. А главное, москвичи полюбили его и признали местом своего культурного досуга. Центральный дом художника был открыт в ноябре 1979 года. И уже в 80-е годы здесь забурлила активнейшая выставочная деятельность. В отличие от идеологического худполигона - Большого Манежа, в ЦДХ показывалось подлинное развитие отечественного искусства. В этом огромная заслуга принадлежит многолетнему бессменному руководителю дома Владимиру Цельтнеру. Как он умел сказать доброе слово о каждом художнике на открытии выставки! И это были не дружеские комплименты, а действительно точная искусствоведческая оценка. Цельтнер, казалось, знал всех художников на огромной территории Советского Союза. И ЦДХ стал в годы его работы огромной лабораторией отечественного художественного процесса. Дом был объединяющим центром и в то же время точкой отсчета - мерой творческой состоятельности. Выставиться в ЦДХ было невероятно престижно, и с подобных показов начиналась карьера многих нынешних успешных мастеров. Помню, с каким подъемом и восторгом обживали художники свой дом. Весной 1980-го готовилась грандиозная Первая выставка книжной иллюстрации. Впервые за всю историю советского искусства была собрана отечественная книжная графика начиная с 20 - 30-х годов. Ее "двигателем" был великолепный Дмитрий Спиридонович Бисти. Блестящий график, мастер с яркой индивидуальностью, он обладал к тому же невероятным организаторским талантом. Вокруг него собрались известные графики из всех республик: Георгий Якутович из Киева, Илья Богдеско из Кишинева, Дмитрий Поплавский из Минска, Евгений Сидоркин из Алма-Аты, приехали тогда и многие ленинградцы. Художники бегали по огромным пространствам третьего этажа, готовили экспозицию, сами делали развеску. В воздухе витал энтузиазм, не побоюсь этого советского слова. Мне тогда подумалось: наверное, таким было художественное братство в 20 - 30-е годы. А каким событием стала знаменитая выставка 23-х! Она проходила годом позже - в 1981-м. Яблоку негде было упасть. Была плотно забита широченная лестница. Московская "молодежь", то есть 30 - 40-летние живописцы, графики и скульпторы, показывали свое творчество, с неохотой признаваемое тогдашними худначальниками. Сейчас это цвет русского искусства: Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Ольга Булгакова, Леонид Баранов, Инга Савранская. Каталог выставки стал своеобразным документом эпохи. Историческая смена идеологических колес нашей страны тяжело ударила по ЦДХ. Содержать его стало некому. Союз художников СССР распался. И начало 90-х было весьма болезненным. Все поставлено ныне на коммерческие колесики. Теперь выставиться в ЦДХ можно за деньги. Оплачивай зал и вешай хоть собственные ботинки! И, увы, уровень экспозиций значительно снизился. На групповые и персональные выставки в день вернисажа приходят только родственники и знакомые экспонентов. Новый импульс деятельности ЦДХ придала компания "Экспо-Парк" во главе с ее директором Василием Бычковым. Он привнес сюда действительно рыночные механизмы - пытается структурировать отечественный художественный рынок по многим его направлениям: антиквариат, современное искусство, реклама, архитектура, дизайн, арт-шоу. Именно на подобные выставки-ярмарки приходят в основном нынешние посетители ЦДХ. И только на них стремится попасть зритель, простаивая иногда и в очередях. ЦДХ практически первым начинал аукционы. Здесь проходили торги нашего могикана "Альфа-Арта". Этот антикварно-аукционный дом заложил первые кирпичики в фундамент нашего рынка старого искусства. Ныне в ЦДХ базируется несколько известных антикварных галерей. И среди оных высоким, поистине академическим уровнем отличается "Элизиум". ЦДХ - единственный комплекс в Москве, где соединены вместе современное и старое искусство. Гарантом его качества стал престиж самого известного и самого популярного выставочного зала столицы. И вновь выстраиваются очереди. Приходят искусство посмотреть, себя показать, музыку послушать, в кафе посидеть. Все, как в парижском Бобуре, но только на набережной Москвы-реки. Также в рубрике:
|