Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7215) 24 февраля - 1 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ГРИГОРИЙ КОЗЛОВ: "От увлечения политикой портится характер"

Беседу вел Геннадий ДЕМИН


Один из самых интересных и плодовитых постановщиков своего поколения, режиссер из Санкт-Петербурга, номинант "Золотой маски"-2000 за спектакль прошлого сезона "P.S." в Александринском театре, размышляет об отечественном театре и его будущем - каким оно ему видится сквозь призму повседневных трудов.

- Сейчас я чрезвычайно загружен: спектакли и еще студенты. В 9 утра ухожу и в 11 вечера возвращаюсь. Спектакли, над которыми работаю: "Перед заходом солнца" - в БДТ с Кириллом Юрьевичем Лавровым в роли Маттиуса Клаузена; совместно с моим артистом и другом Ваней Латышевым делаем чеховского "Лешего" в Тюзе, "Золотой теленок" - на Литейном. Как и в спектакле Александринки "P.S.", нас трое сочинителей сценической версии - Баргман, Девотченко, Козлов. Тогда же, во время репетиций "P.S.", и родилась центральная идея: Алексей Девотченко сидел за фортепиано, я бросил какую-то фразу, связанную с Ильфом и Петровым. И вдруг блеснуло: а что, если машина Козлевича - рояль? Мы не хотим сюжетно придерживаться романа - было же замечательное, по-моему, кино Швейцера с Юрским, оно безумно мне нравится. Поэтому мы хотим сделать свою историю, посвященную Ильфу и Петрову, с ними связанную.

- Задержимся на студентах. Это первый собственный режиссерский курс в театральном институте?

- Да. Если бы не было этих студентов, наверное, не было бы такой радости существования. Они обалденно стимулируют и мою собственную работу, теперь у меня есть спектакли, которые нравятся и публике, и специалистам. Появились тылы - и ответственность за кого-то, и дом, куда стоит приходить.

- Не страшно было поначалу?

- Не успел испугаться - мне очень быстро достался этот курс. Я никогда не просил постановок, а вот студентов попросил, поскольку сам в своем внутреннем ощущении вроде как дошел до нуля. Единственное, что доставляло удовольствие, - "Записки провинциала" с моим надежным Лешей Девотченко (ну ты сам их видел). А после того как взял курс, пошли и Гофман, и "Лес", и "Яма", со студентами начали "Декамерона". И в игровом театре поискали что-то, что-то проверили - русское дель-арте с психологическим уклоном.

Поскольку преподавали разные режиссеры, то заодно исследовались и разные стили: одна девочка, допустим, сделала отрывок под внутренним названием "Таганка", в стиле "бедного театра". В это же время как раз выпускался "Декамерон", и ребята на занятиях по речи решили обобщить весь свой опыт, все знания в так называемом постановочном театре и сделали "Царя Салтана", где на час действа - 105 световых переходов. Такой тотальный театр! Его смотрят сейчас и дети, и взрослые; ребята были с ним в городе Иванове на фестивале, имели большой успех.

- А ты задумываешься об их будущем - это ведь куда проблематичнее, чем обучение?

- Сейчас они как раз готовят самостоятельные работы, я буду приглашать на них руководителей театров. Одна девочка сделала с профессиональными артистками "Чудную бабу" Нины Садур - на мой взгляд, замечательно. Найден такой способ актерского существования, что я одновременно смеялся и плакал. Другая ставит "Ромео и Джульетту", третий - Пинтера. Работают с профессиональными артистами, которые к нам стремятся. Конечно, нам бы хотелось сохранить нашу компанию - они строители театра, с ними и надо создавать дело.

- Сейчас кое-кто утверждает, что центр театральной жизни переместился из Москвы в Питер. Каково твое мнение по этому поводу?

- Не берусь судить в целом - для этого слишком мало вижу. Есть работы в родном Питере, которые мне нравятся, но я и с Москвой веду переговоры, люблю ставить и на периферии. А вообще я подобных соревнований не понимаю. Мне думается, такие выверты - это проблемы критиков, имеющих весьма косвенное отношение к реальному театру. Наблюдаю подобное по отношению к моим работам: после премьеры "P.S." появилась лавина хвалебных статей, а после те же самые рецензенты стали его ругать. Почему? Спектакль-то не изменился. Пошла какая-то политика, в которую я не хочу влезать, - от этого характер портится.

- Вернемся в нормальный мир, к твоим студентам. Что в них такого притягательного, почему они так на тебя повлияли?

- Признаться, все было не так просто: на первом курсе мы воевали. Я боролся с амбициями, театр - все же дело коллективное, все работаем на одно дело, одной компанией. Самолюбивые постепенно смягчились и к третьему курсу так вошли во вкус совместной работы! Могут и всю ночь репетировать, прямо дерутся за аудитории. Даже оставив в стороне качество, конечный результат (хотя тут тоже все в порядке), нельзя не уважать ребят за бескорыстие, за сладость самой работы. Для меня они все - безусловно, талантливые люди, они пользуются уже спросом: в институте студенты-актеры жаждут с ними репетировать.

- Самоотверженность, конечно, подкупает. Что еще?

- Взгляд на жизнь. Они совершенно вне суеты социума. Это и мне близко. Мне интересна внутренняя жизнь человека, и вот курс подобрался так, что не страдает политическими завихрениями, очень любят игровой театр, даже "бандитский" - способ существования ребят волнует.

- Не боишься, что отказ от социальности повлечет за собой уход от национальных, профессиональных, возрастных черт: тогда останется нечто бескорневое, что выдается за "общечеловеческое".

- Начинать надо с нравственного. Это еще Трифонов замечательно сказал - "из глубин", оттуда возникают проблемы. Мне интересны взаимоотношения людей: почему люди такие, почему, скажем, Зилов такой. Можно воссоздать атмосферу тех годов, когда это было написано, с транспарантами, с флагами. Но можно ведь рассказать как притчу.

- Хочешь сказать, что социальность не исчезает, она переходит на другой план?

- Конечно. Это же заложено у автора. Всегда. У Эфроса, например: он же почти всегда ставил классику, так почему его запрещали? Он же ведь про человека истории рассказывал. Правда, ставил современного Дворецкого, - и все же сиюминутности у него было минимум, согласись.

- А твои ребята ставят современников?

- Садур я уже называл. Один парень взял "Собак" Сергиенко, я сначала недоволен был, а он написал композиционный анализ - ну прямо "Вишневый сад".

- В Москве страшная опасность - антрепризы, в которых требуется лишь элементарное, даже не разводка, а что-то еще более примитивное.

- Осуждать их не могу - человеку надо кормить семью. Если единственная зарплата Анатолия Ледуховского - 150 р. в месяц...

- Он-то как раз в антрепризах не ставит.

- С другой стороны, вспомни: Станиславский начинал в антрепризах. А на периферии тем более - тот же Мейерхольд сколько за сезон ставил. Не думаю, чтобы они все были гениально-мейерхольдовскими, просто надо было выживать.

- Некоторая разница: он набивал руку. А жуть нынешней антрепризы в том, что она девальвирует актера, понижает уровень зрителя и прививает молодым режиссерам штампы.

- Единственное, что я могу сказать, не называя фамилий и не делая даже различия между антрепризой и стационаром, - делайте честно. Вот сколько времени надо спектаклю, чтобы он созрел, столько и отдавайте. Спектакль должен родиться, пройти свой путь.

- Режиссура все же - нечто большее, чем сумма технических приемов, иначе любой человек с улицы может прийти (и приходит) в ваш цех.

- Ты прав, понятие о режиссуре как профессии суперсложной стирается. На мой взгляд, самое главное в спектакле - создать актерский ансамбль. Остальное из этого вытекает. Не зря ведь и Станиславский, и Товстоногов (неплохие фамилии, правда?) говорили, что успех спектакля - правильное распределение ролей. Это уже картина. Вот ставил "Лес" - мы долго подбирали исполнителей. И на Буланова и Несчастливцева выбрал актеров одинакового возраста. Это два нуждающихся человека, но каждый выбирает свой путь. Для меня это максимально важная тема. Гурмыжскую я сделал не старой - наоборот, это роскошная актриса Ткач, в которую можно влюбиться, которую можно оправдать. А весь мир у меня там разделен по отношению к деньгам. Важная проблема по жизни?

- А еще говоришь, что не любишь социальности!

- Ну, так это не в лоб, не плакатно. Напротив, если зритель - человек тонкий, он задумается, а если толстокож, скажет: там все добрые. Действительно, все добрые, но только один - нищий! - отдает ближнему последнюю тысячу рублей. Для меня важно, как человек поступит в тот или иной момент, каков его выбор.

- В начале нового столетия раздаются настырные призывы забыть про кафедры и школы, возвести аполитичность сцены в непреложный абсолют. Каким тебе видится театр будущего?

- Многообразным. Есть мир Островского, Чехова, Гофмана - очень много миров, с которыми мы соприкасаемся. К примеру, я не люблю школьников на спектакле. Но вот иду я по Невскому, ко мне подходят ребята, берут автографы - один, другой. Мальчишки. Я: "Ребята, а что вы смотрели?" "Лес", - отвечают. Значит, там была для них какая-то кафедра, затрагивались там какие-то их проблемы, хотя, конечно, мы там больше рассказывали про себя. И если возникает после спектакля такой отклик, это тоже неплохо. Значит, молодой человек выбирает свой путь, как я когда-то выбирал. Ведь когда пришел в театр, я делал этот выбор благодаря людям - великим артистам БДТ, через спектакли Эфроса и Любимова. Это были разные люди, стили, театры, но я выбирал те, за которыми была правда.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ХРОНИКА

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;