Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Дом радиоАзбука радиоязыка: шумы и звукиОльга НЕВЕДРОВА Что есть радио - искусство или способ предоставления потребителю информации, музыки, литературных произведений? Если первое, то есть ли у него свой язык - не слово, не мелодии, а что-то особенное? Исследованием такого "другого" радио, экспериментами в области звука и работы с ним занимается международное движение "Арс Акустика". Эта группа существует при Европейском радиовещательном союзе. Если перевести название с латыни, получится - "искусство звука". Отсюда главная цель - представить мироздание как акустическую картину. Использовать звук, словно палитру живописца, резец скульптора, превратить его в главное выразительное средство. "Арс Акустика" объединяет художников из многих стран и самых разных областей современного искусства - радиотеатра, документального радио, музыки, перфоманса, компьютерных средств связи. "Художники звука" способны создать "звуковую картину" города или природного пейзажа - от Парижа до болот Амазонки. Они могут запечатлеть средствами акустики современное или историческое событие - один день Европы или историю всей мировой войны. Жанр звуковой скульптуры позволяет создавать многомерные произведения, воссоздающие в одном пространстве объемы и акустические особенности другого. К примеру, в центре Вены в течение недели был создан звуковой ландшафт дикой природы. Так называемое "экспериментальное" радио нередко рассматривается как особый жанр радиотеатра, хотя последний поначалу был как бы отражением театра на радио и только затем приобрел собственные радиофонические свойства. Только в 60-е годы возникла необходимость определиться, что такое радио как вид искусства, может ли оно существовать совершенно самостоятельно. Тогда и возникло специфическое движение художников, которые избрали основным своим выразительным средством звук. Традиционную радиодраму они сочли консервативной и в малой степени использующей возможности иных бурно развивающихся видов искусств. Само же движение звука очень активно сотрудничает и с художниками перфоманса, и с художниками, переносящими свои визуальные картины в сферу звука. С другой стороны, оно довольно быстро и полно использует новые звуковые, компьютерные технологии. Кроме традиционного синтеза звука, "Арс Акустика" входит и в мир компьютерных носителей. Есть австрийский радиосериал - он идет по десять минут в месяц, и каждая часть создается новыми людьми при неизменных действующих лицах. Самое интересное, что сериал "сбрасывается" во всемирную компьютерную сеть Интернета и слушатель сам может влиять на ход событий. Движение "Арс Акустика" поставило себе и еще одну задачу - вернуть человечеству способность слушать и слышать, которая теряется в грохоте больших городов, в потоке слов и навязчивой поп-музыки. "Арс Акустика" приравнивает шумовое загрязнение современного мира к радиоактивным или химическим загрязнениям. В мире существует уже не один смотр работ "акустического" радио. Хотя сравнивать столь различные произведения - занятие неблагодарное. Сами "экспериментаторы" полагают такие контакты необходимыми - потому что порой неизвестно, чем занимается коллега в студии за стеной. В России тоже есть свои радиорежиссеры, занимающиеся проблемами "другого" радио. Скажем, Дмитрий Николаев. Его акустическая новелла "Песенка" получила не один приз, в том числе на прошедшем в 1994 году первом российском фестивале радиоспектаклей "Приз Останкино". В 1996 году на втором аналогичном фестивале работа Николаева "Слово пророка" была отмечена "за поиски выразительных средств радиотеатра". Хотя последний спектакль этого режиссера сделан в жанре традиционного радиотеатра - инсценировка пьесы Андрея Платонова "Шарманка". Впрочем, и здесь не обошлось без "современных средств выразительности" для воплощения "оригинального мира воображения" писателя. Также в рубрике:
|