Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Дом радиоФарватер КОАППаСтарейшая передача российского радио на пороге 35-летия и Государственной премии Петр ФОМЕНКО Расшифрую для тех, надеюсь, немногих, кто не знает значения этой аббревиатуры: Комитет Охраны Авторских Прав Природы. Председатель - Кашалот, действительные члены - Сова, Гепард, Стрекоза, Рак и Человек, члены-корреспонденты - Мартышка и рыба Удильщик и, конечно, Птица-Секретарь. Зимой 1969 года, разузнав адрес "отца-основателя" и бессменного автора радиопьес КОАПП (к тому времени они звучали в эфире уже более пяти лет), я послал ему открытку с приглашением на просмотр нового спектакля, поставленного мною в Театре МГУ на Ленинских горах, которым я тогда руководил. В открытке содержалась и просьба после просмотра подойти ко мне. Так я познакомился с Майленом Константиновским. Я не стал скрывать, что пригласил его не совсем бескорыстно: "Мне бы очень хотелось, чтобы вы сочинили для нашего театра пьесу со сказочным сюжетом - что-нибудь в духе сказок Евгения Шварца". - "Но почему именно я?" - спросил автор КОАППа. - "Вы нашли фарватер", - был мой ответ. Что я имел в виду? Миллионы радиослушателей, следя за происходящими на заседаниях КОАППа невероятными событиями, за их увлекательной, иногда даже детективной интригой, узнавали и узнают об удивительных приспособлениях, которыми Природа наделила свои создания. Отсюда рождается симпатия к ним, желание сохранить и защитить их. Только так можно избавиться от чисто утилитарного отношения к животным и растениям, от примитивной классификации их на "полезных", "вредных", "бесполезных". А КОАПП дает и возможность познакомиться с последними достижениями и открытиями биологических наук, и испытать восхищение и даже благоговение перед сложностью и красотой Живого... Семилетний браконьер из уральского села прислал в КОАПП покаянное письмо. "Сова, извини, что я хотел твою сестру убить", - заключил он свое послание. Однако меня как театрального режиссера интересовала не только и не столько познавательная и воспитательная роль КОАППа, сколько его драматургия. Рецензенты этих радиопьес нередко относят их к "комедии масок". "Комедия дель арте", будучи театром народным, всегда была в гуще жизни и пародировала ее на всех уровнях - от бытового до политического. В ее персонажах узнавали себя и простолюдины, и власть имущие, включая коронованных особ. В то же время этот театр, в силу ряда обстоятельств, был менее уязвим для цензуры. То же самое, с поправкой на эпоху, можно сказать и о театре коапповском. Вот чем привлекли меня этот театр и его автор, вот какой фарватер я имел в виду. Письмо нынешней "простолюдинки" из города Нерехты Костромской области: "Одна моя знакомая в последнем выпуске КОАППа вдруг заметила, что ваши герои критикуют ее персональные недостатки, переданные вам ее врагами. Может ли это иметь место, где и как вы черпаете материалы? Поступали ли к вам материалы из Нерехты?" Однако в коапповских выпусках могли бы "заметить персональные недостатки" не только рядовые граждане. Чего стоит хотя бы заседание КОАППа, на котором обсуждались результаты затеянной Кашалотом операции "РО" - "Розовые Очки". Председатель КОАППа решил снабдить ими всех животных. По его замыслу, жизнь покажется им прекрасной, если они увидят мир в розовом свете. Когда выяснилось, к чему это приводит на самом деле, Кашалот обратился к коллегам со знаменательной речью: "Коапповцы, мы потратили немало усилий, чтобы провести операцию "РО". Надеюсь, вы готовы приложить не меньше усилий, чтобы ликвидировать ее последствия!" Годы спустя ту же, в сущности, мысль высказало не менее ответственное лицо: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда"... Заметки свои о КОАППе завершу выдержками из двух писем. "Я люблю слушать ваши передачи и буду их слушать до самой старости", - писала коапповцам первоклассница Леночка Уманец из Омска. "Не хватает слов для похвалы, а ведь я не ребенок. Будь в моих силах и возможностях, я присудила бы создателю КОАППа Нобелевскую премию. В учреждении, где я работаю, почти все сотрудники слушают эти передачи, как завороженные". Т.Павлова, конструктор, Москва. Ну, Нобелевская не Нобелевская, а на соискание Государственной премии Российской Федерации автор КОАППа выдвинут. Что же касается сотрудничества с Театром МГУ на Ленинских горах, то оно, увы, не состоялось: в отличие от Майлена Константиновского, я тогда своего фарватера не нашел, и после просмотра нашего спектакля "Татьянин день, или Руси есть веселие пити" чиновники театр разогнали... P.S. Процитированные Петром Наумовичем Фоменко письма звучали межпрограммными заставками, когда "Радио 1" повторяло коапповские выпуски летом прошлого года. А сегодня ОРТ и компания "Класс!" уже готовы начать подготовку "пилотного" выпуска телеверсии КОАПП. От кукол, которые, может быть, и напомнили бы снятые некогда по коапповским сюжетам мультипликационные фильмы, пришлось отказаться - дорого. Подробности относительно исполнителей знаменитых персонажей пока держатся в секрете, хотя о Вячеславе Невинном-старшем - Кашалоте уже известно. Около сорока специально написанных историй появится на ОРТ в течение года. Для радиослушателей Майлен Константиновский также приготовил новые протоколы заседаний КОАППа. Также в рубрике:
|