Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7219) 23 - 29 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Вокруг ТВ

Чистота частот и всяческая частота

Лицензия на право голоса?

Елена ГРАНДОВА
Рисунок В.ЧУМАЧЕВА


Все смешалось в телевизионном доме, если предположить, что отечественный эфир представляет собой здание из шести этажей, то бишь каналов. Первое "смешение" больше походило на "смещение". Три года назад главу Федеральной службы телерадиовещания, многоопытного телевизионщика Валентина Лазуткина, сменил специалист по античной литературе из Нижнего Новгорода Михаил Сеславинский. В лазуткинский период за четыре года было выдано три тысячи лицензий, нужно запомнить эту цифру. Второе "смешение" в теледоме случилось в прошлом году: Роскомпечати и ФСТР слились в Минпечати, а Михаил Сеславинский стал заместителем министра Михаила Лесина. В 1999 году министерство проводило лицензионный конкурс только один раз. Это так, информация к размышлению насчет того, что все смешалось в доме. Зрители постепенно привыкают к коротким перебежкам заметных лиц голубого экрана с одной "кнопки" на другую. Ну перескочил Александр Пономарев со второй на шестую, а Жанна Агалакова - с четвертой на первую, поменяли каналы Евгений Ревенко и Василий Кикнадзе - так что из этого? Судя по результатам, от перемены мест сумма пока не изменилась. Впрочем, все течет, все меняется. О том, что эфирная ситуация может в очередной раз сильно измениться, обитатели телевизионного дома почувствовали, когда Министерство печати объявило, что выставляет на конкурс частоты каналов ОРТ и ТВЦ. "С чего это вдруг?" - спросит рядовой телезритель, который, возможно, и понятия не имеет ни о каких лицензиях. Ему, телезрителю, качественные программы подавай. "Так и мы об этом!" - воскликнут идеологи конкурсного вещания. С одной стороны, они будут правы. Министр печати Михаил Лесин объявление конкурса связал с двумя обстоятельствами: истечение срока лицензий и наличие двух предупреждений у каждого из каналов. Следовательно, автоматическое продление лицензий невозможно. И здесь возникает вопрос: известно ли министерству, что в декабре 1998 года лицензия ОРТ была переоформлена до 2003 года, то есть задолго до полученных компанией предупреждений о нарушении норм закона? И еще. Если министерство руководствуется проведением конкурса как обязательной процедурой, почему тогда лицензия ТВ-6 была продлена в конце декабря прошлого года автоматически на пять лет? Получается - условия равные, но не для всех? Есть и другой поворот проблемы. В одном из интервью член Федеральной конкурсной комиссии Всеволод Вильчек, он же - руководитель службы социологического анализа НТВ-холдинга, заметил, что ОРТ нужно переосмыслить свою деятельность, поскольку дело не в политической ангажированности, а в деструктивном заряде и пошлости, которыми обладают некоторые программы первого канала. Таким образом, выставление его лицензии на конкурс послужит на пользу самому каналу. Так и хочется задать вопрос г-ну Вильчеку: обвинения в деструктивном заряде и пошлости программ можно отнести только к ОРТ? А если повнимательнее присмотреться к иным передачам НТВ, ВГТРК и пр. - здесь все в порядке? И вообще, по каким критериям оценивается не только эфирная продукция, но и концепции претендентов на участие в лицензионном конкурсе? Кстати, вопрос о критериях концепций обсуждался на недавней пресс-конференции "Лицензирование вещания вне закона", которую провел Национальный институт прессы. Обсудить проблему собрались не только профессиональные телевизионщики - директор НИЦтелерадио, разработчик Положения о лицензировании вещания Алексей Самохвалов, генеральный директор концерна "Система масс-медиа" Вячеслав Дроздецкий, директор информагентства "Телемир" Владимир Бабуров. К председателю подкомитета по связи Государственной думы РФ Леониду Маевскому можно прямо отнести определение "государственный человек". Абсолютно правомерным представляется вопрос Вячеслава Дроздецкого, заданный почему-то журналистам: можно ли по одинаковым критериям оценивать концепции, скажем, детского и развлекательного вещания? К журналистам же адресовал свой вопрос и государственный человек Леонид Маевский: почему в Питере телечастота стоит одних денег, а радиочастота - других? И правда, почему? И почему эти вопросы были заданы журналистам, а не министру печати? Может быть, потому, что на недавней пресс-конференции, которая прошла в министерстве, заместитель министра Михаил Сеславинский сказал, что "объективные критерии оценки концепции практически невозможно выработать"? Это касается, так сказать, творческой составляющей конкурса. Но есть еще и составляющая финансовая. Дело в том, что еще в 1994 году Правительство РФ приняло постановление "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации". Постановление это никто не отменял. Вместе с тем в конце прошлого года, в день, когда было создано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР), появилось неприметное Положение о проведении конкурсов на получение права на телерадиовещание. По утверждению Алексея Самохвалова, плата за получение лицензии, указанная в Положении, совсем иная, нежели суммы, определенные не отмененным на сегодняшний день правительственным постановлением. Кто и на каком основании изменил существующий порядок вещей? - задается вопросом директор НИЦтелерадио, когда даже примерную цифру средств, требующихся на разработку московского дециметрового канала, руководство министерства назвать затруднилось. Не только финансовый эквилибр инкриминируют Минпечати и лично Михаилу Лесину оппоненты по вопросу конкурсного лицензирования. "Сегодня Минпечати стало основным силовым министерством, - заявил на пресс-конференции Вячеслав Дроздецкий. - Лицензий лишаются прежде всего оппозиционные, политически неугодные СМИ - "М-Радио", "Говорит Москва", "Радио-спорт". Директор информационного агентства "Телемир" Владимир Батуров констатировал, что комиссия по лицензированию, куда входят такие видные в журналистике личности, как Ясен Засурский или Алексей Симонов, представляет сейчас из себя фикцию, поскольку еще до заседания комиссии уже известно, кому будут выданы лицензии, ибо раздаются они "между своими". Обвинения, надо сказать, серьезные. Вопрос в том, насколько они обоснованны? Вот строка из документа о лицензировании, утвержденного правительством: "...при пролонгации действия лицензии (...) учитывать мнение потребителя о качестве вещания и качестве передаваемых программ". Как бы там ни было, но общероссийские замеры аудитории ОРТ неизменно показывают, что канал остается реальным лидером на территории страны. Можно понять чувства гендиректора ОРТ Константина Эрнста, когда он говорит о том, что выставление на конкурс частоты канала ОРТ - это унизительная переэкзаменовка, которую министр решил устроить каналу, и грубое пренебрежение предпочтениями российских телезрителей. Впрочем, по мнению многих наблюдателей, ОРТ свою лицензию сохранит без труда, выиграв конкурс. Поскольку дело здесь совсем не в ОРТ, а в ТВЦ - канале, претендующем на федеральное звучание. Мы уже говорили о творческой и финансовой составляющей лицензирования. Нельзя не сказать и еще об одной - политической, ибо ход, целью которого становится уничтожение ТВЦ, иначе чем политическим не назовешь. Олег Попцов в интервью газете "Версия" говорит: "Я понимаю, что это лукавый ход, ход, чтобы на самом деле прикрыть свою неприязнь к ТВЦ как со стороны Министерства печати, так и со стороны тех, кто за ним стоит, и под прикрытием атаковать опять же Лужкова". В любом случае Федеральная конкурсная комиссия свое решение будет принимать уже после инаугурации нового главы государства, то есть в новой политической ситуации, поэтому сейчас прогнозировать однозначно что-либо в отношении ОРТ и ТВЦ бесперспективно. Сегодня решение может быть одно, завтра - совсем другое. Внешне модель конкурсного лицензирования, вводимая в практику отечественного вещания, выглядит весьма заманчиво своей прогрессивностью, соответствием международной практике. Например, на английском телевидении механизм лицензирования государственных и коммерческих каналов хорошо отработан. Там лицензия выдается на определенный срок, по окончании которого она выставляется на конкурс. И если кто-то другой может представить более интересную для зрителя концепцию, лицензию получает он. Вот только я сомневаюсь, что кто-нибудь из высоких телевизионных начальников, в руках которого судьба английского вещания, мог бы сказать, что объективные критерии оценки концепций практически невозможно выработать. У нас - запросто! А если это так, зачем вообще огород городить?

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;