Родной старик у синего моря
"Оскар" - фильму Александра Петрова
Анастасия МАШКОВА
 |
Кадр из мультфильма "Старик и море" |
Фильм "Старик и море" был признан шедевром еще до того, как Американская киноакадемия удостоила его премии "Оскар". Петров уже дважды выдвигался на "Оскара" - с фильмами "Корова" и "Русалка", которые, может быть, и лучше экранизации знаменитой новеллы Э.Хемингуэя, но экзотичны для западного зрителя: первая лента - прямая экранизации рассказа Андрея Платонова, вторая восходит к русским легендам. Сейчас же счастливо совпали известный сюжет, язык - английский, страна-производитель - Канада. Но при всем при том это не экзотический для нас фильм, он оставляет щемящее чувство чего-то родного и близкого, и вполне закономерный вывод: "Старик и море" - гордость отечественной анимационной школы. Может быть, просто потому, что хемингуэевского Старика режиссер рисовал с отца жены, а помогал Александру Петрову (имеется в виду не технологический процесс, а творческая часть) всего один человек - его сын Дмитрий. Работа над картиной заняла более двух лет, а идет "Старик и море" всего 22 минуты. Фильм изначально задумывался для кинотеатров системы IMAX, абсолютно неведомой для России. Ощущения от просмотра в IMAX очевидцы описывают так: полное впечатление, что этот экран - повсюду. У нас нет кинотеатров IMAX (строительство единственного российского "гиганта", согласно слухам, завершилось после воздвижения фундамента), и поэтому на двух российских кинофестивалях, где демонстрировался (неизменно получая высшие награды) "Старик и море" - "Золотая рыбка" в Москве и "Литература и кино" в Гатчине, - первые российские зрители видели фильм в обычном формате и тем не менее были поражены, очарованы. Много говорят о реалистическом, вернее гиперреалистическом, характере фильма. Это так и не совсем так: перед тобой твоя же детская мечта о дальних морях и теплых странах. Вот такой теплый оттенок голубизны напоминает нам давние мечты о "бризе" и "охоте на марлина", о первом прочтении Хемингуэя. Когда лента заканчивается, идут титры, смонтированные с документальными кадрами: мы видим Александра Петрова, режиссера и художника "Старика и моря", в его мастерской. Беспредельная синева, свободная стихия южного неба и моря, которой мы наслаждались буквально несколькими секундами ранее, оказывается маленькой - в две мужские ладони - картинкой, которую создает, пишет маслом Петров. Не знаю, был ли запечатлен на этих кадрах его юноша-сын, но наверняка он был рядом. Их "Оскар" - как та большая рыба хемингуэевского Сантьяго. Не суть важно, к какому берегу официально пристанет эта награда, важен универсальный успех фильма. Он будет понятен и любим везде без поправок на язык и формат экрана.
О других лауреатах премии Американской академии киноискусства - на полосе "Краски мира"