Время карнавала
Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич. "За кадром". М., Центрполиграф, 2000.
КНИГИ
Анастасия МАШКОВА
 |
|
Фильмы автора этой книги, режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, - "Формула радуги", "Опасные гастроли", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль...", "Двое под одним зонтом", "Сезон чудес" и другие - то ниспровергались, то превозносились "общественным мнением", о чем справедливо замечает сам режиссер. К какой из точек зрения примкнуть - восторженной или скептической, - это уж дело читателя и зрителя. Однако нельзя не согласиться, что костюмно-музыкальные "Три мушкетера...", равно как и другие ленты этого режиссера конца 70-х - начала 80-х, наиболее полно и точно выражали то время. Более того, они стали его символами, вспомните хотя бы песенку "Пора-пора-порадуемся..." в михалковской "Родне". Времена, как известно, не выбирают, но их вполне можно сравнивать: в 70-е, в отличие от наших дней, человеческий капитал инвестировался не в карьеру, удовлетворение творческих амбиций, да и не в деньги. Большинство героев и сам автор книги "За кадром" сполна реализовали себя в дружбе, любви, в сотворении собственной биографии, вкладывая в них душу. Именно поэтому стихия карнавала, театрализованного действа, более реального, чем сама жизнь, тема стилизации "жизни и судьбы" так удавались режиссеру.
Теперь Юнгвальд-Хилькевич и его дочь, журналистка Наталия, приглашают зрителя и читателя заглянуть в творческую лабораторию, увидеть то, что происходило за камерой. И очень симпатично, что сами авторы столь же искренне рассказывают историю их семьи, по-богемному "сложносочиненной". Стремясь воссоздать колорит эпохи, славной своим бескорыстным общением, Наталия Юнгвальд-Хилькевич собрала на страницах книги многих знаменитых коллег и друзей отца, добавила свои детские воспоминания к его рассказам. Тут повествуется о Владимире Высоцком и Алле Пугачевой, с которыми главному герою довелось работать, а с Высоцким и дружить. Однако Юнгвальд-Хилькевича никак не назовешь "режиссером эпохи Высоцкого и Пугачевой", ибо именно ему эти культовые фигуры обязаны частью своей славы. В "За кадром" возникают и совсем другие культовые персоны, а именно Кира Муратова и Андрей Тарковский, которые, как это ни странно на первый взгляд, оказались в стане поклонников музыкальных водевилей и ревю Хилькевича и своим мимолетным одобрением помогли ему как никто другой. Это суть феноменальной успешности именно Георгия Эмильевича: он оттачивал свое мастерство в легкомысленных, "низких" жанрах не потому, что это было выгодно, но просто оттого, что ревю как жанр, как вид киноязыка был ему ближе и интереснее. Такое было время.