Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7221) 6 - 12 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКомпьютер как диагнозЭпидемия электронной наркомании ИНТЕРНЕТЕвгения ВИКЕНТЬЕВА Наркомания (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие, восторженность, страсть) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстинентным синдромом. При наркомании возникают невротические и психические расстройства, развивается социальная деградация.
Что наша жизнь? Игрушка Компьютеры быстро и решительно вошли в нашу жизнь. Люди разного возраста осваивают компьютерную грамоту, учатся работать с программами, играют в компьютерные игры. Обучение на персональном компьютере происходит легко и просто. Процесс познания в виде игры увлекателен. Но иногда игра превращается в самоцель. Пользователи часами раскладывают карточные пасьянсы, гоняют шарики, строят города, ведут военные действия. Нервничают, если не удается достигнуть цели, и ликуют, когда добиваются результата. На диске компьютера не остается свободного места для профессиональных программ, все дисковое пространство занимают "игрушки", как правило, весьма громоздкие. Если раньше пользователь отдавал "любимому занятию" обеденный перерыв или оставался на работе после окончания рабочего дня, то сейчас он предается игре и вместо работы. Главное для него - поскорее вернуться к любимой "игрушке" и пройти наконец заветный уровень, на котором его убили монстры из игры "DOOM" или фашисты из "WOLF". Наш "играющий человек" - сотрудник фирмы, член общества, которому приходится решать малоинтересные проблемы на работе и дома, - становится героем, имеющим несколько жизней и оружие невероятной силы, его боятся монстры, колдуны, призраки... 10 СИМПТОМОМОВ "ИГРОВОЙ НАРКОМАНИИ" Если вы часто играете в компьютерные игры, то проверьте себя на наличие у вас признаков игровой наркомании. 1. Ежедневно, без пропусков, играете на компьютере. 2. После начала игры теряете чувство времени. 3. Не хочется оставлять игру незавершенной. 4. Едите без отрыва от монитора. 5. Не признаете, что слишком много времени проводите за игрой на компьютере. 6. Окружающие начинают упрекать в том, что вы проводите много времени у монитора. 7. Не прекращаете игру, когда достигнут какой-то уровень сложности, идете дальше. 8. Сравниваете свои результаты со старыми и гордитесь этим, сообщаете об этом всем, кому только можно. 9. Играете в разгар работы. 10. Как только жена или другие члены семьи уходят из дома, бросаетесь к компьютеру и с чувством облегчения начинаете играть. Это перефразированный тест на алкогольную зависимость. Если вы ответили положительно на 5 вопросов из 10, то можете быть уверены, что вы попали в зависимость от компьютерных игр. С житейской точки зрения, это реальная болезнь. Как любой недуг, она проходит несколько стадий. Первая стадия - любопытство: друзья посоветовали, как отвлечься от проблем. Вторая стадия - втягивание: "игрушки" становятся слишком простыми и неинтересными, надоело складывать картинки в "Тетрисе", раскладывать пасьянсы. Вторая стадия возникает обязательно, так как на первой игрок остановиться не в состоянии. Воздержание сопровождается настоящими "ломками": и скучно, и грустно, и дела не идут на ум, а тут еще начальник с претензиями. Третья стадия - полная зависимость: бледные молодые люди с красными глазами. Их речь звучит весьма странно: "Я вчера нашел планетку, ископаемых немерено, биология всякая, хотел продать и звездолет новый достроить, а арахноиды восемь кораблей против одного моего! Я за осьминогов файтал, арахноиды на них - в кэ-зэ. Кру-у-уто!" Эти слова несут информацию только тем, кто так же сидел и жал на кнопки не один час. Все это приводит к эмоциональному и физическому истощению, к нервным срывам. Специалисты разводят руками и сетуют на то, что нет сил, времени да и средств на исследование этой проблемы. Сотрудники игровых клубов говорят, что это приносит деньги, а остальное их не касается. О том, что такое возможно, предупреждали писатели-фантасты еще лет тридцать назад. А. и Б. Стругацкие в романе "Хищные вещи века" описали наркотическое действие звуков определенной частоты, извлекаемых из обыкновенного радиоприемника путем не совсем обычного применения простых электронных схем, и показали социальные последствия этого.
Жеватели виртуала Сетевая наркомания известна со времен возникновения глобальной информационной Сети. Недавно проведенное исследование выяснило, что шесть процентов пользователей Интернета страдают той или иной зависимостью от Сети. Результаты этого исследования были оглашены на ежегодной конференции Ассоциации американских психологов. Конечно, 6 процентов (примерно 11 миллионов) пользователей, страдающих этим недугом, - это не так уж много по сравнению с населением Земли. Но давайте прибавим к "сетевым наркоманам" "игровых наркоманов" - и эта цифра как минимум удвоится. Психолог из Вест-Харфорда (штат Коннектикут) г-н Грифилд предоставил самый масштабный обзор за всю историю Интернета, проанализировав 17 251 ответ на адаптированные вопросы, использующиеся для выявления пристрастия к азартным играм. По данным Грифилда, эта проблема захватила США, Европу и страны Дальневосточного региона. WEB-наркомания в России пока не столь заметна, но россияне стремительно занимают свою нишу. Человеку нужно говорить, общаться с себе подобными. Мировая Сеть предоставляет эту возможность. Рождаются пламенные виртуальные романы, но в реальности они не находят продолжения. Интернет-любовь - самая распространенная форма "виртуальной наркомании". Рассказами web-наркоманов и их родственников о знакомствах и виртуальной любви переполнены интернетовские страницы. Такие отношения притягательны. Анонимность, которую предоставляют "чаты", "icq", электронная почта, делает собеседников чрезвычайно искренними либо лживыми. Можно скрыть свой возраст, пол, недостатки, придумать себе образ. Но наступает момент, когда возникает потребность визуального, живого контакта. Здесь, как правило, "любовников" ждет глубокое разочарование. Как отмечают специалисты, браки, "заключенные через модем", в большинстве случаев нестабильны. Сами участники, жертвы "модемных браков", говорят: "Виртуальный мир и реальный несопоставимы, именно поэтому их столкновение так часто приводит к жизненным катастрофам". Одиночество, непонимание, эмоциональный голод, неуверенность в себе - вот те факторы, которые побуждают человека проводить все больше и больше времени в "чатах", у монитора. Ежедневно, как только появляется малейшая возможность, WEB-наркоман устремляется в виртуальное пространство, ищет новых знакомств и разговоров. Теряется ощущение реального времени. Компьютер съедает реальную жизнь, подменяя ее виртуальной. Интернет-пристрастия можно разделить на несколько категорий: порнография, покупки через Интернет, азартные игры и бесцельное путешествие по Всемирной паутине. Очень часто встречающееся проявление сетевой наркомании - это блуждание по Всемирной паутине. Людям свойственно узнавать новое, страх, что упущено важное, заставляет пользователя переходить от одной WEB-страницы к другой: "... хочется случайного. Есть время, огромная Сеть, хорошая скорость модема... А вдруг сегодня я найду то, что станет для меня очень значимым и важным до конца моих дней?.." В погоне за информацией он читает электронные газеты, почту. Тратит свободное и рабочее время, превращаясь в "жевателя виртуального пространства". В Британии в 1998 году были проведены исследования влияния сетевой наркомании на бизнес. В результате выявили разновидность сетевых наркоманов - "инфоголиков". "Инфоголики" теряют чувство времени, они уверены в том, что делают нужную работу. Когда руководство компании увольняет "инфоголика", он не понимает, почему это происходит. "Я ведь не играю, не болтаю, а всего лишь ищу информацию, которая необходима мне для работы". Вот как один из менеджеров крупной компании выражает к ним свое отношение: "Производительность фирмы падает из-за того, что сотрудники тратят слишком много времени на поиск интересной, но относительно бесполезной информации". Существует группа риска, которую составляют те, кто проводит в Интернете еженедельно 20 - 40 часов. На вопрос об использовании Интернета как средства ухода от проблем, было получено самое большое количество положительных ответов: 30 процентов из опрошенных. К счастью, сетевая наркомания и "инфоголизм" в любой стадии излечимы, но только в том случае, если пользователь осознает свою наркотическую зависимость и угрозу, которую несет виртуальное пространство. Также в рубрике:
|