Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7222) 13 - 19 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Все, что могли

Ретроспектива о войне

Константин ЩЕРБАКОВ


Кадр из фильма "Звезда"

Когда мы в Конфедерации союзов кинематографистов задумали ретроспективу фильмов, посвященных 55-летию Победы (сегодня речь пойдет о тех, что были сделаны в военные и первые послевоенные годы), стали вспоминать, пересматривать старые ленты, подтвердилось многое из того, что было известно, но начало подзабываться в силу разных причин. К примеру, что фильмы тех лет создавали, собравшись вместе, кинематографисты всей великой страны, разных ее республик. Когда были оккупированы Киев и Минск, когда фашисты рвались к Сталинграду и Москве, стояли под стенами Ленинграда, выдающиеся картины противостояния нашествию снимались в Алма-Ате, Ташкенте, Ашхабаде, Душанбе, Тбилиси, Баку, Ереване. И сыграть с такой духовной, художественной мощью ненависть к оккупантам, как это сделала Вера Марецкая в картине "Она защищает Родину", почти неземную святость самопожертвования, как Наталия Ужвий в "Радуге", всепобеждающую нерушимость солдатской дружбы, как Борис Андреев и Марк Бернес в "Двух бойцах", и такую любовь, которая оказалась сильнее войны, как Валентина Серова и Борис Блинов в "Жди меня", удавалось потом редко кому.

Самое сложное в работе над ретроспективой - это отбор. Сразу отказались от эпопей, в разные годы представлявших разные исторические концепции событий, - и все равно сложно. Да, существовала идеологическая установка: кино должно служить делу Победы, предотвращению гибели великой страны, и, разумеется, ни у кого не было потребности работать вне этой идеологической установки, тем более противостоять ей. Однако, вглядываясь в экран тех лет, отчетливо понимаешь, что были фильмы, к которым нынче относишься с профессиональным интересом, не более, и были другие, где художник оказывался больше, иногда неизмеримо больше идеологической установки и умел выразить откровения столь личного свойства, которые поражают и по сей день.

Хотелось представить именно такие работы, о некоторых я уже упомянул и не говорю подробно потому только, что они у многих на виду, на слуху, телеэкран сохраняет их в нашей памяти. Но открываются новыми гранями, ленты почти забытые - и забытые, как оказывается, глубоко несправедливо.

Сказанное не относится, конечно, к прославленным "Солдатам" Александра Иванова, вышедшим в один, 57-й, год с калатозовскими "Журавлями", но кто помнит его "Подводную лодку Т-9", снятую на Бакинской киностудии в 1943 году? Кто, кроме зрителей Малого зала Киноцентра, где проходит ретроспектива, оценит сегодня, как снято (при технических возможностях явно минимальных) операторами Ренковым и Дадашевым на Каспии Северное море, неравные бои маленькой субмарины с элитными кораблями германского флота? И кто увидит лицо командира лодки Кострова - Олега Жакова, прикипевшее к перископу? Актер габеновского склада (а может, Габен - жаковского?) сыграл здесь одну из лучших своих ролей. Храбрость, мужество - да, это удавалось многим, но и еще нечто, идущее из глубины русской традиции, русской культуры, русской военной литературы. Капитан Костров оказался в ситуации, когда боевое задание почти невыполнимо, но он должен его выполнить - для него это вопрос чести или бесчестия. А вот вопрос сохранения собственной жизни, в отличие от жизней товарищей, в тот момент не существовал вовсе. Хотя, конечно, очень хотелось жить. Именно о моральных традициях русского общества, об их непременности и незыблемости, какие бы ценности вокруг нас ни рушились и ни подвергались сомнению, сделали свой фильм 43-го года Александр Иванов и Олег Жаков.

Александр Гаврилович Иванов - вообще, по-моему, режиссер недооцененный. В 1949 году он снял "Звезду" по скромной и честной повести Казакевича - о маленькой группе разведчиков, которая ушла в тыл врага, сумела передать нужные сведения, но не сумела вернуться. Выпущена лента была в

53-м году с наскоро приделанным, аляповатым оптимистическим финалом. Финал вполне соответствовал идеологическим установкам, года, наверное, с 46-го основательно поменявшимся. Фильм захватывает упрямой и негромкой правдой атмосферы, деталей, штрихов, которая, оказывается, и в ту жесткую идеологическую пору умела противостоять надвигающейся помпезности, парадности. Многое из того, что было в "Звезде", пусть в несовершенстве, в зачатке, произросло потом не только в "Солдатах", но в великой нашей военной кинематографии конца 50-х, 60-х, 70-х годов.

Одну из ролей сыграла в "Звезде" молодая актриса Ирина Радченко. Неплохая актриса, можно было бы сказать, если бы не увидеть ее в фильме "Однажды ночью", снятом Борисом Барнетом на Ереванской студии в 44-м году.

Барнет приметил и пригласил в свой фильм студентку ВГИКа, располагавшегося в ту пору в Алма-Ате. Лента, снятая по сценарию Федора Кнорре, рассказывает о том, как девочка Варя прячет в оккупированном городе на чердаке полуразрушенного дома раненых летчиков с подбитого немцами самолета. В фильме есть и наивность, и странные условности, когда, например, карикатурно показанные оккупанты без затруднений объясняются с жителями города на русском языке. Но дело не в этом.

Летчиков ищут с мотоциклами и собаками, а Варя радуется, что ее взяли уборщицей в учреждение, расположившееся в том самом доме, где чердак, и она может украдкой там бывать, приносить еду и лекарства. Немецкий ефрейтор заподозрил что-то, поднялся на чердак, а он завешан сохнущими на веревках простынями, выстиранными Варей. Простыни напоминают саваны. Варя, из последних сил подавляя страх, судорожно стягивает веревку в руках, прижимает к себе так, что образуется петля, напоминающая те, что используются на виселицах. Девушка улыбается жалко и испуганно, умоляюще смотрит на немца: я маленькая, убогая, одинокая, в стареньком, ветхом платьишке, я стираю для вас белье и мою полы, что же вам еще от меня надо? И глубокий обморок, когда немец наконец уходит, не заметив ничего подозрительного.

Все правда: совсем беззащитная и совсем одинокая. Училась в школе, где теперь немецкое учреждение, фашисты убили сестру и маму, потом девушку тоже убили. Нет, как полагалось в кино, подпольной партийной организации и комсомольской тоже нет. Появление раненых летчиков, сострадание к молодым, беспомощным, покалеченным мужикам-защитникам, необходимость выхаживать их - это для нее еще и избавление от одиночества в пустом, мертвом городе, - одиночества, которое страшнее опасности быть пойманной на месте преступления, убитой.

- Вы думаете, мне трудно с вами? А мне, наоборот, - торопливо говорит она старшине Христофорову - Борису Андрееву: он уже окреп настолько, что может уйти, пробираться к своим. И когда в ответ на это робкое признание в любви Христофоров протягивает ей бумажку со своим новосибирским адресом, лицо Вари озаряется счастьем. Такая вот первая любовь, посреди разрушений, горя и гибели.

На экране много крупных планов Ирины Радченко. И когда наблюдаешь на этом юном лице с огромными глазами мгновения счастья, отчаяния, смертельного страха, мелькает мысль, что хрупкая психика девушки может не выдержать свалившихся на нее перегрузок. Тем прекраснее и трагичнее секунды, когда Варя, думая, что в укрытии еще остался один из ее подопечных, закрывает собой дверь на чердак - от собак, штыков, автоматов, озверевших солдат. И тем страшнее, когда Христофоров, вернувшись с освободившими город войсками, находит полуживую Варю и видит ее поседевшие волосы и остекленевшие, в пространство уставленные глаза, в которых на мгновение - или показалось только? - промелькнуло, засветилось что-то живое, прежнее...

Актерский тип редкостный, заставляющий вспомнить не о колхозницах, активистках, спортсменках, а о героинях "Бедных людей", "Униженных и оскорбленных". Резко отличный, скажем, от актерского типа Марины Ладыниной или Лидии Смирновой, талантливых, замечательных, всенародно любимых - и пришедшихся ко времени. Ирина Радченко с ее обнаженными нервами, потаенным и неустойчивым внутренним миром ко времени не пришлась, о чем свидетельствует дальнейшая несложившаяся кинематографическая судьба. А может быть, весь свой актерский, душевный потенциал она вложила в эту первую роль, которую рискну назвать выдающейся?

После "Однажды ночью" и "Звезды" след теряется. Об этом я сказал на пресс-конференции, посвященной началу ретроспективы.

- Ира Радченко? - послышался вдруг голос Любови Соколовой, присутствовавшей на встрече. - Помню я Иру. С ума сошла. Заперлась в квартире, никого не пускала. Мы дырку в двери сделали, еду ей подавали через дырку...

Время было такое, многие отдавали войне и победе все, что могли, не заботясь о том, сколько останется и что будет дальше.

Вот и Ирина Радченко - отдала, наверное, все, что могла.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;