Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7222) 13 - 19 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраОтблеск золотых веков"Стекло и металл в интерьере" Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Людмила КРАМАРЕНКО
В большом потоке выставок, которые проходят в столичных музеях и галереях, нелегко выделиться, стать заметным явлением и привлечь внимание публики. С этой целью придумывают оригинальные концепции, выстраивают необычные экспозиции, приглашают модных дизайнеров и шоуменов. Все это, безусловно, оживляет выставочную практику. Но не стоит забывать, что ядром всякой выставки, определяющим ее уровень и зрительский интерес, являются сами произведения искусства, их высокая художественная ценность, их место в культуре своего времени. Именно этим привлекает выставка, открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства "Стекло и металл в интерьере". Нельзя сказать, чтобы такое название было заманчивым, чтобы концепция показа содержала какую-либо интригу, а в экспозиции использовались новые приемы. Привлекает выставка самым главным - составом экспонатов. Из огромной массы произведений, хранящихся в запасниках Музея ДПИ и Государственного Исторического музея, профессиональным глазом и опытом куратора выставки Андрея Гилодо выбраны лучшие образцы изделий из металла и стекла, предметы мебели, декоративные украшения и бытовые вещи из этих материалов и представлены в их историческом развитии - от петровских времен до наших дней, от стиля барокко и классицизма до модерна, от эклектики конца века до современности. Однако экспозиция построена не хронологически, а на неожиданном и остром сопоставлении старинных и современных вещей, строгих классических образцов и фантастических декоративных объектов новейшего времени. Этот необычный подход переводит уже, казалось бы, знакомые произведения в новый контекст и обостряет их восприятие. Среди экспонатов наиболее примечательны интерьерные изделия с зеркалами: великолепные настенные зеркала XVIII века в резных золоченых рамах, в которые вплетены птицы и цветочные гирлянды, характерные для русского барокко, предметы мебели XIX века - зеркала-псише, в строгих, безупречной формы рамах из красного дерева, туалетные столики на бронзовых грифонах с овальными зеркалами, изысканные обрамления зеркал стиля модерн. И особые раритеты - зеркальные отражатели, использовавшиеся для усиления света свечей в начале XVIII века. В них словно мелькают отблески "золотых веков" российского прикладного искусства. Изделия из металла представлены в великом многообразии: кованые садовые кресла и скамьи, подставка для рукомойника, украшенная чеканенными из жести цветами, светцы для лучины и свечные фонари характеризуют XVIII век, изделия и скульптура уральского каслинского литья XIX века, а разнообразная домашняя утварь - медные кастрюли, утюги, подсвечники, рамочки для фотографий типичны для конца века. Они свидетельствуют об изощренном умении работать с ковкой, чеканкой, литьем металла, которое отличало русских мастеров. Неожиданно в экспозицию врывается хрусталь, созданный художниками нашего времени. По разнообразию и красоте форм, сверканию алмазного гранения и ослепительной игре хрустального стекла их произведения не уступают достижениям прошлого и достойно продолжают традиции русских хрустальщиков. А уникальные объекты из оптического стекла с их фантастической игрой отражений и преломлений светового луча можно назвать "ноу-хау" в декоративном искусстве как по принципам формообразования, так и по концептуальным идеям. Представление о творчестве современных художников расширяют декоративные эмали - настенные панно и объемные композиции. Они имеют сложные конфигурации и украшены изображениями древних символов и каких-то неведомых знаков, исполненных блестящей стекловидной эмалью ярких тонов. Эти пространственно-пластические композиции, похожие на космические аппараты или неведомых существ, залетевших к нам с других планет, отражают поиски новых художественных образов в духе постмодернизма. В экспозиции они остро диссонируют с гармоничной мелодией "стильных" вещей прошлых эпох. Выставка показала, что традиции мастерства и художественно-стилистические искания в сфере декоративно-прикладного искусства не утеряны, они интересно продолжаются и в наше время. Также в рубрике:
|