Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7222) 13 - 19 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраНад кем смеетесь?Выставка "Российская карикатура 1930 - 2000 годов" Евг. ВАСИЛЬЕВ На выставке "Смеяться, право, не грешно (Российская карикатура 1930 - 2000 годов)", открытой в Государственном музее современной истории России на Тверской, особенного веселья я не испытал. Хотя на ней показаны и работы талантливые, яркие, острые. Одно перечисление имен известных художников - авторов представленных работ, вошедших в нашу сатирическую классику, впечатляет: Б.Ефимов, Е.Ведерников, Л.Сойфертис, А.Каневский, И.Семенов, К.Елисеев, М.Златковский, В.Иванов, В.Мочалов, В.Песков... Всего более 80 человек. Но я не берусь судить об их творчестве, скажу лишь об общем впечатлении, главным образом, о сегодняшних разделах экспозиции. Прежде всего бросается в глаза одинаковость тематики, несмотря на разность таких сложных и весьма неоднозначных в истории нашей страны семидесяти лет. 30-е годы отличаются от 90-х лишь в стилистике, формах и манерах исполнения (вплоть до концептуализма). Содержание же, смысл, суть остаются неизменными. И дело здесь не в каком-то застое сатирического творчества (хотя и это есть), а в самой жизни и в похожести ее общественных и духовно-нравственных проблем, над которыми смеются или по поводу которых негодуют карикатуристы. Такими, как пьянство, воровство, коррупция, взяточничество, демагогия, безответственность... Они не только остались до сих пор, но и усугубились. Что уж здесь смеяться - плакать нужно. А вот художники, похоже, чаще всего шутят. Но более печальным является изменение настроя сатирических работ. Возьмем такую вечную тему, как пьянство, ничем не истребимая, наша исконная национальная черта. Если в 30 - 70-х годах художники клеймили "зеленого змия" гневно и напористо, то теперь они, как мне кажется, сменили тон на более снисходительный, чуть ли не умилительный. Словом, как в жизни, так и в карикатуре. Страшное общественное зло подчас обретает характер первоапрельского шутовства. Ну выпили, ну... С кем не бывает! Стоит ли из-за этого "ломать сатирические копья"... Или отношение сатириков к другим социальным бедам, буквально захлестнувшим страну, - например, коррупции или взяточничеству. Особенно наверху. Но заглянуть туда сатирики еще не решаются. Вероятно, эта робость осталась от прежних времен, когда для них были установлены определенные и достаточно жесткие рамки, когда болезненные социальные проблемы обращались в обычную "бытовуху", в "родимые пятна капитализма". Сейчас у нас - сплошное "родимое пятно", но карикатуристы в полной мере еще его не освоили, все еще скатываются на мелочевку, находящуюся на обочине главных направлений общественного развития. В этом отношении карикатуристы явно отстают от печати и телевидения. Еще одна особенность выставки. Меня поразило почти полное отсутствие рисунков на международные темы. Разве у России перевелись зарубежные недруги, разве там, за "бугром", никто не устраивает нашей стране подлости и пакости?! Словом, выставка поставила много вопросов, на которые, естественно, в небольшой статье не ответишь. Да я и не пытался этого сделать. Сказанное - лишь мои, вероятно, субъективные и небесспорные впечатления. И они относятся не только к выставке, но и ко всей работе "карикатурного" цеха. Также в рубрике:
|