Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7223) 20 - 26 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКрасная нога"Даблоиды и другие существа" в Музее нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге Ренат СВЕШНИКОВ Москвич Леонид Тишков известен прежде всего как карикатурист и хороший книжный график. Однако его выставка на Пушкинской, 10 демонстрирует другое: Тишков вырос из этих, в общем, вторичных жанров и стал самостоятельным, сильным и многогранным художником. На выставке представлены как давно известные, так и совсем свежие проекты. К первым относятся "торговая марка" Тишкова - проект "Даблоиды" - и графическая серия "Водолазы". Даблоиды - это такие существа в виде ярко-красной ноги. С одной стороны у них ступня с растопыренными пальчиками, а с другой вместо колена и всего, что выше, - хвостик закорючкой. Даблоиды у Тишкова совершенно очаровательные (кроме нарисованных, в зале на ниточках парят еще и мягкие, из красной тряпочки). В графических листах Тишкова - у него, в частности, есть милейшая серия открыток о даблоидах - эти тварюшки ведут себя вполне человеколюбиво: даблоид согревает брошенное птицей яйцо, превращается в кресло-качалку или забирается в детскую кроватку, протягивая проснувшемуся ребенку прямо на даблоиде расцветший цветок: понюхай, мол, с добрым утром. Однако, по сценарию, им не положено вызывать никаких теплых чувств: даблоиды - это воплощение пожирающей человека идеологии, они, эти алые ступни с хвостом, живут в голове у человека, заводятся там с началом социализации (как только младенец усваивает, скажем, что такое хорошо и что такое плохо, - все, в нем заводится даблоид), с годами растут, жиреют на наших мозгах и замещают собой истинное живое сознание. Даблоидная мифология Тишкова открывает как на ладони его способность соединять в одной работе "умный" подтекст и развлекательность, нравоучительность и комедию, отсылки к Марксу и к буддийскому канону и полный стеб. Новые проекты Тишкова используют модный сегодня жанр видео. Видеофильм "Картины ветра" был снят в 1999 году и уже успел запомниться российской художественной публике. Это видеозапись акции, осуществленной Тишковым на крыше его мастерской в одной из московских новостроек. Над поверхностью крыши натянуты тонкие нити, к которым привязаны кисти. Под ними разложены листы бумаги. Дует ветер, кисти на ветру шевелятся и царапают по листам, покрывая их узором из линий и пятен. Получившиеся картины, автор которых - весенний ветер, висят в этом же зале. Хотя в случайных, возникших от порыва ветра линиях никакого образа по определению быть не может, глаз все же ищет его и, как правило, находит. "Картины ветра" - проект с достаточно серьезной искусствоведческой нагрузкой, при желании в нем можно найти глубокие исторические корни, связывающие "рисунки ветром" и с абстрактным экспрессионизмом середины ХХ века, и с дадаистской практикой автоматического рисования (кстати, школа автоматического рисования до недавнего времени существовала на Пушкинской, 10). Но фильм хорош не этим. Фильм хорош тем, что можно бесконечно долго, не отрываясь, смотреть, как колеблемая ветром кисточка рисует узоры на бумаге. Именно эта неожиданная медитация есть главная ценность фильма - ее оценили и на Екатеринбургском фестивале неигрового кино 1999 года, где "Картинам ветра" была присуждена первая премия, и во многих музеях и выставочных залах, которые успел объездить этот проект. Восточная медитативность, похоже, все больше увлекает Тишкова. Его новейшая, 2000 года работа - видеоинсталляция "Урал - Гималаи". На двух экранах крутится фильм. Слева автор с ватными ангельскими крыльями за плечами взбирается на заснеженный холм над уральским городком Нижние Серги, где он родился и вырос. В детстве он мечтал полететь в небо с этого холма. Справа он же и с теми же крыльями, но в безумно красивых гималайских горах - идет к вершине, становится там на камень, прыгает и, надо думать, наконец летит. Ватные крылья с блестками висят между экранами. На них еще остались хвоинки уральских и гималайских деревьев. Полное просветление. Также в рубрике:
|