Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7224) 27 апреля - 10 мая 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМАРАТ САМСОНОВ: "Я шагал по Красной площади вместо своего отца"Евграф КОНЧИН
75-летний юбилей народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Марата Ивановича САМСОНОВА почти совпал с всенародным праздником 55-летия Великой Победы. В то время он был курсантом Калининского военного училища. Ожидал отправки на фронт, а попал - на Парад Победы, который состоялся на Красной площади 24 июня 1945 года.
- Вероятно, вы были единственным художником, точнее будущим художником, - участником парада? - Пожалуй, да.
- Выходит, что ваша известная картина "Парад Победы", исполненная в середине восьмидесятых годов, в какой-то степени автобиографическая? Вы понимали тогда, что стали участником исторического события? - Конечно. Я шагал по древним камням Красной площади и думал о наших отцах, о том, что мы идем вместо них, что им не довелось увидеть радостную и торжественную Москву, участвовать в Параде Победы. Я шагал вместо своего отца, кадрового офицера, командира полка, погибшего в 44-м.
- Как вы стали художником? - Рисовать начал еще в детстве. Затем - в школе, в военном училище. На последнем курсе училища узнал о конкурсном приеме в Студию военных художников имени Грекова. Принес туда свои рисунки. Начальнику студии Николаю Николаевичу Жукову они понравились. Потом я предстал перед весьма серьезной комиссией, куда входили известные художники, академики. Они отметили, что работы мои неплохие, но удивились, что я не имею никакого художественного образования. Словом, в 1946 году меня приняли в студию, с которой я неразрывно связан до сих пор.
- Вы так нигде и не учились? - Профессиональному умению я обязан практической работе в студии, которая стала для меня и академией, и школой жизни, и родным домом. А вот теперь мой сын Александр, выпускник Суриковского института, работает в студии вместе со мной. Вместе мы написали большое полотно "Сталинградская битва. Соединение фронтов" для Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
- А военная специфика студии не стесняет свободы творчества, не ограничивает его тематику? - Я работаю во всех жанрах и в самой широкой тематике. Много занимаюсь портретом, пейзажем, историческими сюжетами. А в семидесятых годах побывал на БАМе. Вернулся окрыленный и обогащенный впечатлениями. Картины писались легко, радостно. Так было всегда, когда мои творческие устремления соприкасались с подлинными ценностями бытия, с красотой, с любовью, с подвигом трудовым или ратным. Конечно, теперь, на рубеже столетий, в искусстве господствуют и утверждаются новые взгляды, находят отражение новые аспекты жизни, новые образцы. Но это вовсе не означает, что нужно забыть нашу историю, историю России. Напротив, мы становимся богаче, когда понимаем и знаем все о жизни наших предков и их борьбе, часто сложной, противоречивой. Но чтобы воссоздать эти события, необходимо много прочувствовать, испытать, вжиться в образ, что ли, постоянно искать то, что, как говорится, "не лежит на поверхности".
- Мне кажется, что за последние десять лет интерес широкой общественности да и самих художников к военной тематике в изобразительном искусстве, как, впрочем, и к самой армии, к сожалению, угас. Хочу привести такой пример. Года два назад на зональной выставке, кажется, работ московских и петербургских художников, состоявшейся в Центральном доме художника, из нескольких сот работ я нашел лишь одну на военную тему - портрет военного летчика. Чем это можно объяснить? - Многими причинами. В недалеком прошлом, например, заниматься военной тематикой было, может быть, формальной и официальной необходимостью. Хотя художники, особенно участники войны, создавали великолепные произведения. Но молодежь, которая, к счастью, не знает войны, уже интересуется другими, более современными темами. И это естественно. Сыграла свою отрицательную роль и наша "антивоенная" пропаганда. Те живописцы, у которых нервы послабее, отошли от этой тематики, у которых покрепче - еще держатся. Но мы, художники студии, стоим прочно и будем продолжать свою работу...
- Однако художники жалуются на то, что такие картины сейчас не модны, их не покупают. На них художнику не прожить... - У нас такой проблемы нет. Наши работы приобретают министерство, музеи, их передают в воинские части, гарнизоны.
- Почему же тогда студийцы стараются показывать на общемосковских выставках свои "мирные", невоенные картины? - Иногда устроители выставок ставят такие условия...
- Приходит ли в студию молодежь, положим, из Суриковского института? - Конечно. Когда объявляется конкурс на замещение вакантных мест, претендентов бывает очень много...
- У меня сложилось впечатление - сужу по выставкам, - что военная тематика заканчивается послевоенными буднями нашей армии. А где Афганистан, Косово, Чечня, другие "горячие точки"? Бывают ли там художники? - Бывают. Я, например, месяц провел в Афганистане. Притом не в тыловых частях или при штабе, а на самой что ни на есть передовой. И в бои попадал, и под обстрел. По афганским впечатлениям исполнил несколько картин и большую серию - около ста листов - графических работ. Они побывали на нескольких выставках...
- А Чечня? - И в Чечне бывали наши художники. Но трудности, как мне кажется, заключаются в следующем. Когда пишешь о Великой Отечественной войне, то здесь все ясно, где наши и где враги. Сейчас же о Чечне писать чрезвычайно сложно, поэтому и получаются работы однообразные, статичные, похожие на раскрашенные фотографии - обычно стоят люди в камуфляжной форме, и ничего более. Нет ни глубокого сюжетного развития, драматической и образной завязки - нет самой картины в ее классическом понимании. Мало и фронтовых зарисовок. Особенно по сравнению с бесценными, такими острыми, взволнованными и впечатляющими рисунками времен Великой Отечественной войны...
- Все же увидим ли мы когда-нибудь художественную выставку, посвященную Чечне? - Не знаю. Таких указаний не было. Но она, по-моему, была бы очень своевременной и злободневной и, уверен, пользовалась бы большим вниманием. Также в рубрике:
|