Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7226) 18 - 24 мая 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяУ времени в пленуИстория образов и понятий в ГТГ ВЫСТАВКАЮлия ЛОГИНОВА
Интересно, кто-нибудь из вас задумывался о том, как и где родилось время? Вряд ли. А вот несколько серьезных людей, которых в их раздумьях поддержали ОАО "Газпром" (Москва) и Винтерхалл АГ (Кассель), очень этой проблемой озаботились. В результате долгой и кропотливой работы, длившейся полтора года и закончившейся накануне миллениума, появилась выставка "Рождение времени", которая экспонировалась в городе Касселе (Германия), а недавно переехала в Москву, в Государственную Третьяковскую галерею. Судя по всему, время, как и все остальное, рождалось в муках. Во всяком случае, концепция выставки и ее реализация крайне сложны и запутанны. Чего там только нет! Уже в доисторические времена были известны лунные календари и солнцеворот. В античности наряду с мифологическими представлениями о времени (античные божества) успешно развивается система календарного времяисчисления, которая действует и по сей день. Именно тогда появляются солнечные и водяные часы. Есть представление о времени в народных обычаях, которые кое-где сохранились и по сей день и связаны со сменой времен года. Есть понятие о времени в неевропейских культурах, где развивались отличные от наших (европейских и христианских) временные концепции, сохранившие свое значение до сих пор. Есть христианское время, берущее начало еще в античных преданиях, иудейских традициях и языческих праздниках, но дающее начало и таким понятиям, как линейный ход времени - от сотворения мира до Страшного суда, с одной стороны, и цикличное повторение праздников церковного календаря - с другой. Это объединяется понятием "Явление Христа", когда рождение, деяния и страсти Господни находят свое отражение в праздниках всего года, первое явление Христа знаменует начало христианского летосчисления, а второе - конец света. Имя гения, который изобрел механические часы, неизвестно. Но это позволило, наконец, регламентировать и городскую жизнь, и торговлю, и самые разные - экономические, социальные и политические - отношения. Есть календари и их реформы, и есть время Коперника, с именем которого связано появление идеи соизмеримости Вселенной. Есть аллегории времени в ренессансе и барокко, которые родились в античности, а изображение бога времени Хроноса пользовалось тогда особой популярностью. Есть механика времени, когда техника и естественные науки, общественные потребности и мода находятся в постоянном взаимодействии, стремясь к более точному измерению времени. Есть рубежи эпох, когда начиная с 1700 года отрезок времени в сто лет, так сказать, директивно признается как эпоха с лишь ей присущей культурой. Есть рабы времени, в коих превращаются те, кто окольцован часами-наручниками, что, с точки зрения устроителей, можно наглядно увидеть на картинах русских конструктивистов, футуристов и сюрреалистов, которые "пытались удержать ускользающее время в рамках художественной техники". Столь серьезный и глубокий подход к проблеме вызвал и невероятное разнообразие экспонатов, подбор которых на первый взгляд кажется столь же хаотичным, как и концепция. Но, вникнув в то, что авторы очень хотели нам объяснить, начинаешь понимать, зачем на выставке представлены не только часы в их бесконечном разнообразии (от водяных древнеегипетских, сделанных аж в 1400 году до н.э., до самых современных электронных), календари всех времен и народов, небесные глобусы, секстанты, но и самые неожиданные на первый взгляд вещи, например, скульптура Якоба Добберманна "Время и правда" (1715 год) или картина Казимира Малевича "Станция без остановки" (1913 год). Ведь подзаголовок выставки "История образов и понятий" подразумевает не просто элементарные параллели, но и сложные ассоциации. Так что на выставке можно смело проводить викторину на сообразительность или передачу "Что, где, когда". Вот такая выставка. Когда соберетесь ее посетить, любуйтесь не только экспонатами, но и внимательно читайте то, что написано в экспликациях. Очень помогает. Также в рубрике:
|