Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7120) 12 - 18 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираГде висеть "Желтому занавесу"?Это полотно Матисса возвращено его подлинному владельцу. Что ждет в США другие шедевры, похищенные нацистами во время войны из музеев мира? Владимир КИКИЛО Нью-йоркский Музей современного искусства собирался приобрести полотно знаменитого французского художника, когда его кураторы случайно натолкнулись в архивах на старую фотографию, где предмет их вожделения красовался на стене в штаб-квартире нацистов в оккупированном немцами Париже. Музей отказался от планов пополнения экспозиции и начал поиски подлинного владельца картины Анри Матисса "Желтый занавес". В конце концов стало известно, что после войны Матисс был возвращен его подлинному владельцу и продан им затем на вполне законных основаниях. Музею современного искусства "везет": в прошлом месяце нью-йоркские власти временно арестовали экспонировавшиеся в нем два полотна австрийского импрессиониста Эгона Шиле. Официально этими картинами владеет австрийский Музей Леопольда, однако внезапно о своих правах на них заявили две еврейские семьи, проживающие в США, по утверждению которых, оба произведения были похищены у их родственников нацистами. Под вопросом оказалось происхождение еще одной картины Матисса в Музее искусства в Сиэтле и полотна Эдгара Дега в чикагском Институте искусств. Проблема музейных экспонатов, которые во время второй мировой войны могли быть похищены нацистами у законных владельцев, приняла в США в последнее время скандальный оттенок и привлекла внимание общественности. На днях Ассоциация директоров американских музеев создала спецкомиссию для расследования предыстории ряда экспонатов, которые ранее могли быть похищены нацистами. А месяц назад Всемирный еврейский конгресс создал комиссию по возвращению предметов искусства. Комитет палаты представителей конгресса США по делам банков и финансово-кредитных учреждений провел специальные слушания, пригласив на них директоров ведущих художественных музеев страны. Законодатели ломали голову над тем, должен ли конгресс принять специальный закон, который бы обязывал музейных кураторов и торговцев произведениями искусства досконально устанавливать их происхождение, прежде чем принимать решение об их покупке или экспонировании. Председатель комитета Джеймс Лич (республиканец, от штата Айова) заявил, что для решения этой проблемы необходимо создать новые банки данных, выработать международные соглашения и добиться принятия музеями специальных обязательств. В палату представителей внесен законопроект, который предусматривает выделение федеральных субсидий организациям, занимающимся выяснением происхождения краденых предметов искусства. Наблюдается активность в этом направлении и в сенате, где Альфонс Д'Амато (республиканец, от штата Нью-Йорк), вскоре намерен внести законопроект, предусматривающий создание федеральной комиссии. Она займется изучением вопроса о том, каким образом вернуть жертвам геноцида и их наследникам украденные у них нацистами произведения искусства, редкие книги и монеты. Что же касается самого Д'Амато, известного своей неутомимой борьбой за возвращение законным наследникам банковских вкладов евреев, ставших жертвами гитлеровского геноцида, то он не намерен ограничивать масштабы своей деятельности одними США. Сенатор считает, что американские музеи и галереи должны как можно быстрее урегулировать проблемы краденых экспонатов. Это, по его словам, нужно для того, чтобы США имели полное моральное право оказывать потом давление на музеи в других странах, прежде всего в Европе, где, как считают многие эксперты, сосредоточена подавляющая часть похищенных нацистами предметов искусства. Также в рубрике:
|