Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7228) 1 - 7 июня 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВ поисках нового ПикассоАрт-дилеры в борьбе за передел рынка По материалам зарубежной печати подготовила Ася КАВТОРИНА Арт-дилеры сейчас переживают не лучшие времена. Еще недавно казалось, что позиции крупнейших аукционов "Сотби" и "Кристи" настолько устойчивы, что ничто не в силах их поколебать. Но сейчас их положение пошатнулось, и еще немного - и Лондон перестанет быть всемирной столицей торговли предметами искусства и старины. Недавно проведенные исследования в области этого сегмента рынка предостерегают, что если экономическая политика правительств европейских стран в области налогов на продажу предметов искусства и старины останется прежней, то центром торгов станет Америка. Если до 1998 года доля европейского рынка на 20 процентов превышала долю рынка американского, то после увеличения в Великобритании налога на продажу антиквариата и предметов искусства на 5 процентов продавать в Лондоне стало невыгодно, и доли американского и европейского рынков сравнялись. Эти злосчастные пять процентов мгновенно обрушили десятилетиями формировавшийся привилегированный статус Лондона - столицы торговли антиквариатом. Энтони Браун, председатель Британской федерации арт-дилеров, горько заметил, что государственные чиновники, кажется, стараются выжить этот вид бизнеса из Европы, на каждом шагу выставляя все новые запреты и все выше поднимая налоги. В прошлом месяце английское правительство решило ввести на территории своей страны еще одно убивающее арт-дилеров правило, которое ранее существовало только по ту сторону Ла-Манша: процент отчислений авторам и наследникам взимается с каждой перепродажи. Правило это вошло в практику торговли предметами искусства во Франции с 1920 года, чтобы финансово поддержать наследников художников, погибших в годы Первой мировой войны. Против введения подобной практики в Великобритании арт-дилеры возроптали. В конце концов стороны пришли к соглашению, что полное введение этого закона будет отложено на пятнадцать лет и что предметы искусства стоимостью ниже четырех тысяч долларов отчислениями облагаться не будут. Мишель Толлематч, бывший председатель Федерации лондонских арт-дилеров, вообще заявил, что практика отчислений наследникам с каждой перепродажи подрывает бизнес и является морально устаревшей, так как художники давно не бедствуют и не питаются сухой корочкой хлеба, как это бывало в начале двадцатого столетия. Даже если в дальнейшем закон вступит в силу, то это не значит, что арт-дилеры не найдут путей, чтобы его обойти. Налоги на то и существуют, чтобы тем или иным способом от них увиливать. Гораздо страшнее для крупных аукционов другое: их все больше теснят с рынка молодые, малоизвестные компании. Компания "Амазон", известная до прошлого года лишь тем, что довольно успешно вела торговлю книгами через Интернет, вложила 45 миллионов долларов в "Сотби" и тут же принялась внедрять в этот "монастырь" свой устав. В результате "Сотби" развернул бурную деятельность в мире виртуальной торговли предметами искусства и старины. А что делать?! Фешенебельному аукциону тоже приходится крутиться, чтобы выжить в жесткой борьбе за передел рынка. Но, честно говоря, вторжение простой книготорговой компании "Амазон" в этот аристократический рынок нельзя назвать беспрецедентным. Ведь и сама компания "Сотби" начинала в 1744 году в Лондоне с торговли книгами, и печатная продукция оставалась основной статьей дохода фирмы аж до Первой мировой войны, пока в руководстве не созрела удачная идея заняться живописью и антиквариатом. Кто теперь помнит об этом? "Амазон" за какие-то пять лет прошла на рынке тот путь, на который у "Сотби" ушло два века. И это не случайно. Ведь за последние несколько лет и сама структура рынка предметов искусства и антиквариата претерпела значительные изменения. Рынок стал совсем другим, и преуспевать на нем становится все сложнее. Большая часть работ по-настоящему крупных и знаменитых мастеров уже продана и перепродана и прочно осела в музеях и частных коллекциях. Работы некоторых мастеров вообще перестали появляться на аукционах. Например, давно не выставлялись на торги картины ранних голландцев и фламандцев. Бизнес на работах, так сказать, первого эшелона уже закончен, и даже второй эшелон сейчас практически выработан. Что же остается арт-дилерам? Искать. Открывать новые имена. И, как оптимистично замечает Мишель Толлематч, возможно, это несколько оживит рынок: "Есть огромное количество интересных художников прошлого, которые до сих пор по-настоящему не открыты или несправедливо позабыты. На них и надо делать ставку. Это очень нелегко, но это побуждает шире взглянуть на искусство и рискнуть. Кто знает?! Может, мы откроем нового Пикассо?" Также в рубрике:
|