Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 22 (7230) 15 - 21 июня 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

И проповедник, и поэт...

Давид Самойлов. "Перебирая наши даты"

Иосиф ГАЛЬПЕРИН


Меньше всего эта книга похожа на свод мемуаров: минимум подробностей своей и окружающих личной жизни, скупые картинки - обширное осмысление, философские выводы из превратностей судьбы. Обязательный отчет об отношении к историческим событиям, вне зависимости от нынешней оценки отношения и когдатошней прямой причастности. Скорее всего, перед нами не мемуары, а учение, не исповедь, а проповедь. И главным в названии книги является слово "наши" - попытка истолковать историю не страны, а историю общества.

Удивительнее всего, что эту книгу написал признанный лирический поэт, от которого, по идее, можно было бы ждать лавину жалоб и восторгов. И этот факт заставляет задуматься, правильно ли мы понимаем поэзию. Получается, поэт Давид Самойлов создал учение о том, как писать и понимать лирику. Практически с отроческих лет, с начала дружбы с Павлом Коганом, Михаилом Кульчицким, Борисом Слуцким, с уроков Ильи Сельвинского он ставил перед собой задачу построения собственного творчества, планировал наступление своего поэтического поколения. Слова "планировал" и "наступление" не случайны - они порождение того романтического идеального социализма, который позволял умным и все понимающим мальчикам ощущать себя частью страны победивших недоучек. И который их научил быть снисходительными к чужим и беспощадными - к своим.

Гражданственность, величина и глубина идеи - вот главный, по Самойлову, масштаб для оценки поэта, состоятельности его таланта. Поэтому он спокойно относился к позднему появлению на сцене русской словесности и своей взрослой, достойной заданного уровня книгой считал сборник, опубликованный на границе его пятидесятилетия. Созрел лирик... И ведь правда, его зрелые строки гораздо пронзительнее, проще, прямее их путь к замызганному ужасами и красотами сердцу читателя. Гражданственность сыграла выбранную в юности роль: строки Самойлова вошли в мировоззрение народа. Проповедь услышана. Научил не лозунгами, а личным примером.

Впрочем, как и всякая стоящая проповедь, книга Самойлова не поучает, а отвечает на вопросы, волнующие сами по себе, без книги и автора. Как так случилось, что люди поколения, вынесшего основную тяжесть советской истории, смогли без надрыва и трагедии перейти от искреннего марксизма к трезвому антисоветизму? Как им удалось, не утратив патриотизма и сохраняя спокойствие, принимать с насмешкой кондовый идейный "самопал"? Органично ли сочетается их западничество, пришедшее с культурой и укрепленное войной, с подлинным чувством отечественной истории? Почему принадлежность к поколению первых советских интеллигентов не помешала признать гражданственное лидерство Пастернака и Ахматовой?

Многие из этих вопросов я не задал Давиду Самойлову, когда лет двадцать тому назад был у него дома в Пярну. Ответы на них я нашел в книге мемуаров и дневников, вышедшей в этом году.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;