Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7231) 22 - 28 июня 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Очарованный солнцем

Выставка произведений Павла Бенькова в Музее Востока

Евграф КОНЧИН


"Портрет детей Ковалевских". 1914 - 1915 гг.

Все многообразие жанровых и сюжетных пристрастий Павла Петровича БЕНЬКОВА (1879 - 1949) можно свести к одному - к солнцу, солнечному озарению и волшебству. Его портреты, жанровые композиции, пейзажи и натюрморты ныне представлены на персональной выставке художника в залах Музея Востока. Начиная с раннего его холста "Море. Капри", написанного в 1913 году в Италии, где он побывал как стипендиат Петербургской академии художеств.

Душевным светом и теплом проникнуты портреты казанского периода его творчества (1909 - 1929 годы). В Казани он родился, окончил художественную школу и сюда же вернулся после окончания Академии художеств. Много работал, преподавал. Здесь он создал такие значительные произведения, как портреты историка П.Траубенберга, актрисы Н.Роммы, жены О.Беньковой, детей Ковалевских, "Даму в красном".

А вот портрет самого Павла Петровича, представленный на выставке, написал в 1921 году его друг и выдающийся художник Николай Фешин. Написал перед отъездом за границу. Они как бы "обменялись" портретами - Беньков исполнил портрет Фешина, который тот увез в эмиграцию.

"Бухара. Минарет". 1931 г.

Сам же Павел Петрович никуда не хотел уезжать из родного города, к которому был очень привязан и где сформировался как живописец и как весьма незаурядная личность. Но в 1929 году он побывал в Самарканде и был совершенно покорен солнечной страной. И остался здесь навсегда. Ташкент, Бухара, Самарканд, Хива - вот постоянные адресаты его свободного, тонкого и одухотворенного письма. Одни из лучших его картин - замечательная "Девушка-хивинка", ставшая классической в отечественном искусстве тридцатых годов, и "У арыка", находятся в Третьяковской галерее и теперь экспонируются в ее залах.

Сюжеты полотен Павла Бенькова просты, непритязательны, обыденны. Чайхана в Бухаре, пустынные улочки и дворики, арыки и сады, узбекские девушки и прочий простой люд. Художник создал большую портретную галерею - крестьян, ремесленников, мастеровых, торговцев. Особенно привлекали его восточные базары. Павел Беньков изображал их настолько выразительно и образно, что буквально слышишь весь этот разноголосый, разноязычный гам и гвалт, чувствуешь терпкий запах восточных пряностей и сладостей, знойность всепроникающего и всепоглощающего солнца.

При этом произведения Павла Бенькова лишены того налета экзотичности, который мы привыкли видеть на картинах многих художников, работавших в Средней Азии. Особенно у старых наших мастеров. Павла Петровича же не интересует чисто этнографический облик городов, аулов, людей, их быта. Он не выписывает, положим, узоры ковра или живописное одеяние женщин. Художник "берет" глубину, образность и широту народной жизни и народного уклада. Этим он своеобразен и неповторим.

Эта характерность творчества Павла Бенькова, вероятнее всего, оттого, что он здесь свой, он - тоже из своих картин, рядом со своими героями. Поэтому совершенно справедливо Павла Бенькова, одного из немногих русских художников, работавших в Средней Азии, называют основоположником узбекского национального изобразительного искусства.

Он создал в Ташкенте художественное училище, долго в нем преподавал, воспитал несколько поколений узбекских художников. После смерти Бенькова училище стало носить его имя. Носило до недавнего времени...

Большинство его работ осталось в Узбекистане, и ныне они находятся в музеях Ташкента, Бухары, Самарканда, Нукуса, то есть уже за границей. И это не позволило показать их на выставке. Да и вообще увидим ли мы их когда-нибудь на российских выставках?

Экспозиция составлена из работ Третьяковской галереи, Музея Востока, обладающего значительной коллекцией картин художника, из некоторых других музеев, но главное - из семейного собрания, которое бережно хранят внучки Павла Петровича - Марина и Татьяна Лещинские. Не могу не воздать благодарное Марине Юрьевне, усилиями которой мы обязаны в основном этому светлому, солнечному празднику.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;