Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7231) 22 - 28 июня 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраОчарованный солнцемВыставка произведений Павла Бенькова в Музее Востока Евграф КОНЧИН
Все многообразие жанровых и сюжетных пристрастий Павла Петровича БЕНЬКОВА (1879 - 1949) можно свести к одному - к солнцу, солнечному озарению и волшебству. Его портреты, жанровые композиции, пейзажи и натюрморты ныне представлены на персональной выставке художника в залах Музея Востока. Начиная с раннего его холста "Море. Капри", написанного в 1913 году в Италии, где он побывал как стипендиат Петербургской академии художеств. Душевным светом и теплом проникнуты портреты казанского периода его творчества (1909 - 1929 годы). В Казани он родился, окончил художественную школу и сюда же вернулся после окончания Академии художеств. Много работал, преподавал. Здесь он создал такие значительные произведения, как портреты историка П.Траубенберга, актрисы Н.Роммы, жены О.Беньковой, детей Ковалевских, "Даму в красном". А вот портрет самого Павла Петровича, представленный на выставке, написал в 1921 году его друг и выдающийся художник Николай Фешин. Написал перед отъездом за границу. Они как бы "обменялись" портретами - Беньков исполнил портрет Фешина, который тот увез в эмиграцию.
Сам же Павел Петрович никуда не хотел уезжать из родного города, к которому был очень привязан и где сформировался как живописец и как весьма незаурядная личность. Но в 1929 году он побывал в Самарканде и был совершенно покорен солнечной страной. И остался здесь навсегда. Ташкент, Бухара, Самарканд, Хива - вот постоянные адресаты его свободного, тонкого и одухотворенного письма. Одни из лучших его картин - замечательная "Девушка-хивинка", ставшая классической в отечественном искусстве тридцатых годов, и "У арыка", находятся в Третьяковской галерее и теперь экспонируются в ее залах. Сюжеты полотен Павла Бенькова просты, непритязательны, обыденны. Чайхана в Бухаре, пустынные улочки и дворики, арыки и сады, узбекские девушки и прочий простой люд. Художник создал большую портретную галерею - крестьян, ремесленников, мастеровых, торговцев. Особенно привлекали его восточные базары. Павел Беньков изображал их настолько выразительно и образно, что буквально слышишь весь этот разноголосый, разноязычный гам и гвалт, чувствуешь терпкий запах восточных пряностей и сладостей, знойность всепроникающего и всепоглощающего солнца. При этом произведения Павла Бенькова лишены того налета экзотичности, который мы привыкли видеть на картинах многих художников, работавших в Средней Азии. Особенно у старых наших мастеров. Павла Петровича же не интересует чисто этнографический облик городов, аулов, людей, их быта. Он не выписывает, положим, узоры ковра или живописное одеяние женщин. Художник "берет" глубину, образность и широту народной жизни и народного уклада. Этим он своеобразен и неповторим. Эта характерность творчества Павла Бенькова, вероятнее всего, оттого, что он здесь свой, он - тоже из своих картин, рядом со своими героями. Поэтому совершенно справедливо Павла Бенькова, одного из немногих русских художников, работавших в Средней Азии, называют основоположником узбекского национального изобразительного искусства. Он создал в Ташкенте художественное училище, долго в нем преподавал, воспитал несколько поколений узбекских художников. После смерти Бенькова училище стало носить его имя. Носило до недавнего времени... Большинство его работ осталось в Узбекистане, и ныне они находятся в музеях Ташкента, Бухары, Самарканда, Нукуса, то есть уже за границей. И это не позволило показать их на выставке. Да и вообще увидим ли мы их когда-нибудь на российских выставках? Экспозиция составлена из работ Третьяковской галереи, Музея Востока, обладающего значительной коллекцией картин художника, из некоторых других музеев, но главное - из семейного собрания, которое бережно хранят внучки Павла Петровича - Марина и Татьяна Лещинские. Не могу не воздать благодарное Марине Юрьевне, усилиями которой мы обязаны в основном этому светлому, солнечному празднику. Также в рубрике:
|